В 2022 году на поддержку субсидирования гражданской авиации направлено 172 миллиарда рублей
В.Путин: Виталий Геннадьевич, мы в этом году 172 миллиарда – приличные деньги очень – направили на поддержку субсидирования гражданской авиации, на ряд программ. Как эти деньги освоены и каковы результаты? Как на тарифах отражается, что происходит, особенно по тарифу экономкласса?
В.Савельев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
На самом деле Вы абсолютно правы, в этом году гражданской авиации России была выделена беспрецедентная сумма в размере 172 миллиардов рублей. Из указанного объема средств поддержки 100 миллиардов приходится на субсидирование внутренних воздушных перевозок, а более 27 миллиардов направляем на традиционные программы субсидирования региональных перевозок, перевозок наименее социально защищенных категорий граждан и субсидирование нашей дальневосточной компании «Аврора».
На компенсацию стоимости возвращенных пассажирами билетов мы с Вами предусмотрели 19,5 миллиарда рублей из этой суммы. Также на поддержку Госкорпорации по организации воздушного движения мы окажем помощь в объеме 15 миллиарда рублей. Более 7,5 миллиарда предоставим 11-ти закрытым аэропортам Юга, и 2,9 миллиарда рублей – поддержим по итогам года грузовых авиаперевозчиков.
Я чуть-чуть подробнее остановлюсь на реализации данных программ и данных объемов субсидий. Наиболее существенный объем финансирования в размере 100 миллиардов был направлен, как я сказал, на цели субсидирования внутренних перевозок, из которых мы на текущий момент выплатили уже 96 миллиардов.
С учетом этой меры поддержки мы планировали перевезти по результатам года 100 миллионов пассажиров. Хочу напомнить, мы хотели 90 миллионов пассажиров перевезти по внутренним воздушным линиям, и 10 миллионов пассажиров мы планировали перевезти по международным воздушным линиям.
По оперативной информации, на сегодня российскими авиакомпаниями с начала года уже перевезено 87 миллионов человек, из которых 71,4 миллиона – это внутри страны, и 15,7 миллиона – это на международных линиях.
Международный пассажирский трафик нам обеспечивают 15 российских авиакомпаний. Они летают в 22 зарубежные страны. К нам летает 51 иностранная компания из 25 зарубежных стран, что тоже очень важно, увеличение произошло.
С учетом пролонгации режима закрытия аэропортов Юга России мы планируем перевезти в текущем году примерно 94–96 миллионов пассажиров. Это порядка 80 миллионов пассажиров внутренней воздушной линии и 16 миллионов – международной воздушной линии. Это произошло вследствие закрытия 11 южных аэропортов, которые, если бы были открыты, смогли дополнительно перевезти около 19 миллионов пассажиров, что происходит практически ежегодно, и наш результат тогда был бы примерно на 2–4 миллиона человек лучше, чем результат 2021 года, когда – я напомню – мы перевезли 111 миллионов пассажиров.
Я хотел бы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за принятое 25 июля этого года на совещании с членами Правительства решение о продлении поддержки авиаперевозчиков на низкий сезон перевозок. Мы сейчас работаем в низком сезоне, он будет длиться с ноября текущего года по конец марта 2023 года.
В целях поддержки авиаперевозчиков, как я уже упомянул, также была утверждена программа компенсации стоимости возвращенных пассажирских билетов. Объем поддержки составил 19,5 миллиарда рублей, и он сегодня уже исполнен в полном объеме.
Мы также продолжаем оказывать поддержку временно закрытым аэропортам. На эти цели уже выделено 7,5 миллиарда рублей. Возмещению подлежат операционные расходы за период с марта по ноябрь текущего года.
В условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления впервые государственная поддержка потребовалась и нашим грузовым авиаперевозчикам. На эти цели было выделено порядка 2,9 миллиарда рублей, и мы исполнили это в полном объеме – 100 процентов.
Принятые меры поддержки позволили также стабилизировать деятельность единственного поставщика услуг аэронавигационного обслуживания в России – это Госкорпорация по организации воздушного движения, доходы которой существенно сократились ввиду отсутствия полетов зарубежных авиакомпаний. Объем субсидии составил 15 миллиардов рублей, из которых исполнено на сегодня 13,5 миллиарда рублей.
Минтрансом продолжается реализация трех традиционных программ субсидирования авиаперевозок. Уже выплачено 22 миллиарда рублей из запланированных 27,1 миллиарда рублей.
Данные меры поддержки позволят обеспечить перевозку по льготному тарифу до 5 миллионов пассажиров в этом году. Это программы по Дальнему Востоку – постановление № 215, постановление № 1242, и постановление № 1172 – это по авиакомпании «Аврора».
В результате реализации мер поддержки в текущем году средний уровень тарифов, по данным Федеральной антимонопольной службы на 10 ноября – мы специально запросили, сделали замер, – остался на уровне последних двух лет и сократился на 6,5 процента относительно уровня 2019 года.
Благодаря субсидированию у нас отсутствовал всплеск стоимости билетов в летний период, несмотря на повышение операционных расходов авиакомпаний. Например, стоимость авиационного керосина у нас в текущем году по сравнению с 2021-м выросла более чем на 45 процентов, а керосин в стоимости билетов «сидит» более чем на 30 процентов.
Также мы не реагировали на инфляцию. По оценкам крупнейших авиакомпаний – мы также проводили опрос, – если бы не было субсидирования, то уровень полетов сократился бы примерно на 20–25 процентов в соответствии с сокращением числа также перевезенных пассажиров.
Я Вам приводил пример летом, когда мы говорили, как мы летали в Петербург до 65 рейсов в сутки. Это делали все авиакомпании вместе с группой «Аэрофлот». Сегодня ситуация также динамично развивается, несмотря на низкий сезон, и группа «Аэрофлот» летает сегодня в Петербург 28 рейсов в день, остальные компании также поддерживают. Полеты между Санкт-Петербургом и Москвой, а также Москва – Сочи, Москва – Минеральные Воды, Калининград, Махачкала, Казань, Екатеринбург, Владивосток и ряд других городов, все это востребовано и продолжает действовать.
В высокий сезон перевозок средний тариф экономкласса, о чем Вы спрашивали, на внутренних авиалиниях был снижен. На конец июня по данным, которыми я располагаю, его размер сократился на 10 процентов к уровню прошлого года, в июле – на 6 процентов и в августе – на 2 процента.
В завершение хочу сказать, уважаемый Владимир Владимирович, за счет той поддержки, которая была оказана отрасли гражданской авиации в текущем году, нам удалось сохранить доступность авиаперевозок, мобильность населения и транспортную связанность страны.
В следующем году Россия будет праздновать 100-летие гражданской авиации, и к этому рубежу мы подойдем благодаря Вам, Владимир Владимирович, с сохраненным [воздушным] флотом, что самое главное. Это решение, мне кажется, было основой и заделом для всех нас, чтобы мы сегодня могли сохранить персонал и видеть положительную динамику по пассажироперевозкам.
Все, что зависит от гражданской авиации в нашей стране, мы выполним.
Спасибо за внимание.