Авиаперевозка пассажиров в России - итоги 2021 года
Несмотря на отставание от показателей 2019 года, Россия является мировым лидером по восстановлению авиаперевозок.
Пассажиропоток
График изменения пассажиропотока на Внутренних воздушных линиях (ВВЛ) в 2021 году в целом отражает обычную сезонную динамику, а на Международных воздушных линиях (МВЛ) - лишь динамику снятия и ввода пандемийных ограничений.
Графики изменения пассажиропотоков за минувшие три года отражают динамику развития пандемии COVID-19. Если 2019 год иллюстрирует обычную допандемийную динамику пассажиропотока, то 2020 год, начавшийся с прироста в январе и феврале, с марта ушел в крутое пике, вернувшись на январский уровень лишь в августе и затем опять свалившись вниз, на второй волне пандемии. В 2021 года началось постепенное восстановление и к августу удалось выйти практически на уровни 2019 года.
На ВВЛ в 2020 году на короткое время, в августе и сентябре, удалось даже превысить показатели 2019 года. Вторая волна пандемии несколько откинула показатели на ВВЛ осенью, но на начало 2021 года все же удалось выйти с чуть лучшим результатом, чем допандемийном 2019-м, и пойти далее в течение всего года со значительным превышением.
Иным образом развивалась ситуация на МВЛ. С марта 2020 года, когда были введены тотальные ограничения на международные полеты, кривая просто легла на дно, лишь немного кочнувшись вверх в августе и опять откатившись вниз на второй волне пандемии. В течение же 2021 года, параллельно с открытием некоторых направлений, отмечался медленный пологий рост. Лишь осенью удалось выйти и закрепиться на уровне около 60% от показателей 2019 года.
Пассажирооборот
Несмотря на сильное отставание в количестве перевезенных пассажиров на международных линиях, темпы восстановления пассажирооборота на МВЛ выглядит более динамично. Это объясняется более длинными по протяженности маршрутами, чем на ВВЛ, - каждый пассажир на МВЛ осуществил более дальнее путешествие.
На графике видно стремительное снижение пассажирооборота после февраля 2020 года и частичное восстановление к августу. В 2021 году картина по пассажирообороту зеркальна динамике пассажиропотока, но отстает по уровню восстановления, в отличие от пассажиропотока, сильно отставая от уровня 2019 года.
После провала с марта 2020 года, пассажирооборот на ВВЛ в августе-сентябре, как и пассажиропоток, на короткое время превысил показатели 2019 года. Весь же 2021 год шел с заметным превышением уровня допандемийного года.
Как и в ситуации с пассажиропотоком, кривая пассажирооборота на МВЛ в апреле 2020 года легла на дно, после чего началось пологое восстановление, которое спустя полтора года все ещё на 40-45% отстает от показателей 2019 года.
Статистика авиакомпаний
В условиях сохраняющихся ограничений на МВЛ и повышенного спроса на ВВЛ, практически все авиакомпании России (за редким исключением) продемонстрировали значительный рост объемов перевозок по сравнению с 2020 годом: от 23 до 126%.
Пассажиропоток
Пассажирооборот
Занятость кресел
---------------------------------------
* В 2021 году авиакомпания "Нордавиа" переименована в "Смартавиа"