Промежуточные результаты 2024 года (7 месяцев)

В данном материале приведена статистика результатов деятельности Гражданской авиации России за период январь-июль 2024 года и анализ динамики и структуры перевозок в сравнении с 2023 годом.

Динамика пассажиропотока российских авиакомпаний (млн. чел)

Как мы помним, 2022 год – это начало восстановления после covid-19 и начало СВО, что привело к снижению пассажиропотока с доковидных 127 млн пассажиров до 95 млн. Однако в 2023 году российская гражданская авиация снова переступила рубеж стомиллионный рубеж, обслужив 105 млн. пассажиров.

По итогам 7 месяцев 2024 года, пассажиропоток составил 63 млн пассажиров. Если сравнить с периодом семи месяцев 2023 года, то отрасль и в текущем году идет с ростом в 7%. Есть надежда, что если все сохранится в таком виде, то по итогам года выйдем примерно на 110 млн. пассажиров.

Важно отметить, что этот рост в % в основном реализуется за счет международных перевозок. В этих 7% международные перевозки +22% роста и +3% роста по внутренним перевозкам.

Десятка лидирующих направлений российских авиакомпаний на международных воздушных линиях

Посмотрим более детально на структуру перевозок. Начнем с международных линий. Произошли некоторые изменения внутри десятки лидеров направлений. На первом месте, и это никого не удивляет, Турция. Причем, она продолжает расти. А на второе место, как это раньше и было, вышел Таиланд, так туда были возобновлены полеты. Таджикистан опустился со второго на четвертое место. Тройку лидеров замыкает Узбекистан.

Из серьезных моментов, которые произошли в этом году, это из топ-10 вышел Казахстан. Вероятнее всего он полеты в эту страну и далее будут снижаться. Зато начались перевозки в Китай. Пока Китай только на десятом месте. Но несомненно скоро мы его уже увидим в середине таблицы. И, возможно  уже в следующем году, Китай может войти в тройку лидеров.

Наиболее популярные направления у россиян на внутренних воздушных линиях

По внутренним перевозкам. Первое место достаточно давно удерживает Сочи. В то же время, хочется отметить одну интересную вещь. Если посмотреть  статистику по итогам 6 месяцев этого года, то Санкт-Петербург будет на первом месте, а Сочи на втором. А по итогам семи месяцев Сочи уже вырывается вперед. И это вполне объяснимо. Полеты в Северную столицу менее подвержены сезонности и распределены в течение года по месяцам более равномерно, чем в главном курорте страны, где пик перевозок приходится на летние месяцы.

Отдельно хотелось бы отметить стабильное треть место Калининграда. Приятно, что этот регион России пользуется такой популярностью у туристов. Остальные перестановки внутри топ-10 незначительны.

Перевозки через и минуя Московский воздушный узел

Концентрацию перевозок вокруг Москвы. Это очень важно с точки зрения понимания динамики  развития российской авиационной отрасли в целом. Исторически это было еще связано с тем, как были построены маршрутные сети, когда весь трансферный пассажиропоток был сконцентрирован в Москве. Цифры под 80% трансферных перевозок через Москву еще в начале 2000х годов были нормой. Если посмотреть на географию нашей страны, количество и расположение крупных городов, а это самая большая территория в мире, очевидно, что не должно быть концентрации перевозок через одну какую-то точку.

Сейчас ситуация начала постепенно меняться. В 2024 году, как и в 2023, объем перевозок через Москву составил порядка 58%. Однако если оценить динамику за большую глубину времени: в 2018 году доля перевозок через Москву составляла 75%, в 2019 – 72%, в 2020 – 66%, в 2021 – 65%, а в 2022 – 62%. И сейчас уже – 58%.

Впрочем, ожидать, что доля Москвы опуститься ниже 50%, тоже не следует. В любом случае, по сравнению с тем, что было,  это большой шаг вперед. Авиационные власти России и Правительство РФ достаточно активно над этим работают. В том числе через развитие субсидированных региональных перевозок, стимулирование авиакомпаний летать не только через Москву.

Изменение объема обслуженных пассажиров в крупнейших аэропортах России

Динамика объема обслуживания пассажиров в крупнейших российских аэропортах в сравнении с 2023 годом. Достаточно сильно вырос Шереметьево по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - +24%.  Санкт-Петербург - +3%, Внуково - +15%. При этом в Домодедово – большой минус - 25%. Также хочется отметить 11%-ый рост Екатеринбурга.

Также интересно распределение объемов внутри Московского авиаузла. В 2023 году доля аэропорта Шереметьево составляла ровно половину от объемов МАУ. В 2024 году уже – 58%.

Доли авиакомпаний в общем пассажиропотоке

Доля авиакомпаний в общем объеме перевозок. На первом месте объединенных результат двух авиакомпаний Группы «Аэрофлот» («Аэрофлот», «Россия») - почти 37%. Результат третьей авиакомпании Группы «Победа», ввиду значительности, показан отдельно – более 12%. S7 – 11,5%, Уральские авиалинии – чуть больше 8%, ЮТэйр – 5,8%.

При этом, топ-5 авиакомпаний обслуживают 70% объемов перевозок, топ-15 уже почти 94%, а топ-35 (из более чем ста зарегистрированных авиакомпаний в России), уже практически 100%.