Прогноз влияния пандемии COVID-19 на мировую авиаотрасль
Нынешний прогнозный сценарий предполагает, что строгие ограничения на поездки будут действовать до трех месяцев, после чего будет происходить постепенное восстановление экономики.
В настоящее время мы ожидаем, что падение RPK в 2020 году составит 38%, а потеря доходов - $252 млрд.
Предыдущий анализ ИАТА предполагал потерю доходов в размере 113 млрд. Долл. США и был сделан 5 марта 2020 года, до того, как страны во всем мире ввели широкие ограничения на поездки, что в значительной степени парализовало международный рынок авиаперевозок. «Если это продлится три месяца, мы увидим падение мирового спроса на 38% и потерю доходов пассажиров на 252 млрд долларов - на 44% меньше, чем в 2019 году» - заявил генеральный директор ИАТА Александр де Жуньяк.
Страны с жесткими ограничениями покрывают 98% рынка мировых доходов от пассажирских перевозок.
«Авиакомпании переживают самый серьезный кризис. В течение нескольких недель наш предыдущий пессимистический вариант сценария выглядит лучше, чем наши последние оценки. Но без немедленных мер по оказанию помощи со стороны правительств, не останется ни одной отрасли. Авиакомпаниям необходимо 200 миллиардов долларов на поддержку ликвидности, чтобы просто это осуществить. Некоторые правительства уже сделали шаг вперед, но многим нужно последовать их примеру», - говорит Александр де Жуньяк.
Все предыдущие пандемии имели резкую V-образную форму, но глобального спада не было. На этот раз восстановление может не наступить даже через 6 месяцев после кризиса.
Согласно последнему анализу, по этому сценарию строгие ограничения на поездки будут сняты через 3 месяца. Восстановление спроса на поездки в конце этого года будет ослаблено влиянием глобального экономического спада. Спрос на пассажироперевозки в течение всего года (пассажирооборот в километрах или RPK) снизится на 38% по сравнению с 2019 годом.
Пассажиры перестают покупать билеты. Авиакомпании не могут заполнить места даже путем дисконта
При этом Производственные мощности (доступный километр места или ASK) на внутренних и международном рынках снизятся на 65% во втором квартале 2020 года, заканчивающемся 30 июня, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но, в этом же сценарии, восстанавливается до 10% снижения в четвертом квартале.
Обновленный прогноз, базирующийся на предположении 3 месячной блокировки мощностей авиапредприятий.
ИАТА просит правительства стран предоставить авиакомпаниям финансовую поддержку. «Кризис ликвидности идет полным ходом. Доходы упали в пропасть. И никакое сокращение затрат сегодня уже не может спасти, если не поступят деньги. Без финансовой помощи авиакомпании обанкротятся. И это может произойти в массовом порядке», - говорит Александр де Жуньяк.
Глубокий экономический спад задержит восстановление авиаперевозок. В то же время ожидается, что бюджетное стимулирование остановит рецессию, переходящую в глубокий и продолжительный мировой финансовый кризис.
Отказ в поддержке этой отрасли окажет влияние не только на 2,7 млн. человек – работников непосредственно авиапредприятий, но и распространится далеко за ее пределы, по всей цепочке поставщиков и смежников, и затронет порядка 65 миллионов рабочих по всему миру.
Авиакомпании исчерпают свои финансовые ресурсы до наступления периода оздоровления рынка. В начале этого года у авиакомпаний в среднем денег было на 2 месяца.
«К счастью, многие правительства понимают решающую роль авиации. В число стран, предоставляющих финансовую помощь, входят: Сингапур, Китай, Гонконг, Австралия, Бразилия, Новая Зеландия, Катар, Колумбия, Швеция и Дания, Норвегия и Финляндия. Несколько других правительств находятся на стадии рассмотрения - в том числе пакет в 58 миллиардов долларов в США и значительные меры поддержки предусмотрены со стороны Европейского центрального банка.
Авиакомпании, не входящие в 30 крупнейших по балансовым показателям авиакомпаний мира, имеют высокий уровень задолженности.
Есть несколько рычагов, которые могут использовать только правительства:
- Прямая финансовая поддержка;
- Займы, кредитные гарантии и поддержка рынка корпоративных облигаций со стороны правительства или центральных банков, а также
- Налоговые послабления.
«Скорость имеет значение. Авиакомпании отчаянно пытаются выжить в самые трудные для нас времена. У них есть люди и опыт, но у них нет денег. И нам нужна поддержка правительств стран, чтобы мы могли начать восстанавливаться», - заключил Александр де Жуньяк.