Авиакомпании России могут получить около миллиарда рублей компенсации за ограничения полетов
Издание "Ведомости" сообщило о разработанной Минтрансом РФ схеме распределения субсидий между авиакомпаниями за потерю пассажиропотока: «предлагаемая Минтрансом схема раздела денег проста: платить авиакомпаниям по 365 руб. за каждого пассажира, потерянного в отчетном месяце 2020 г. по сравнению с аналогичным месяцем 2019 г. Именно 365 руб. составили в 2019 г. расходы всех российских авиакомпаний на зарплаты, аэропортовые сборы и платежи российским лизинговым компаниям в пересчете на каждого перевезенного пассажира, объясняется в документе Минтранса».
Напомним, что в феврале начались первые ограничения полетов в Китай и Южную Корею, с 16 марта - постепенное ограничение полетов в Европу и страны СНГ, а к концу марта уже все международные рейсы были под запретом. В это же время обрушился спрос и на полеты по России.
Так на какую же сумму компенсаций могут претендовать авиакомпании? К сожалению, статистики за апрель, а именно в нем авиакомпании столкнулись с максимальным падением авиаперевозок, пока нет. Но суммы субсидий за февраль-март по каждой авиакомпании уже можно подсчитать.
«Аэрофлот»
Максимальные потери в абсолютном выражении в феврале понесла авиакомпания «Аэрофлот-российские авиалинии», даже несмотря на то, что при введении ограничений полетов в Китай, для этой авиакомпании были сделаны исключения. Компания продолжала летать, но пассажиропоток между Россией и Китаем уже резко сократился.
Аэрофлот – крупнейший перевозчик на данном направлении и компания столкнулась не только с сокращением турпотока в Китай и из Китая в Россию, но и с прекращением транзитного пассажиропотока между Европой и Китаем. Немалая доля китайских туристов путешествовала в европейские города с пересадкой в Москве, и они были клиентами Аэрофлота на маршрутах как из Китая в Москву, так и из Москвы в Европу, и обратно.
Таким образом, в феврале 2020г. Аэрофлот показал минус 118 745 пассажиров к февралю 2019г. Это означает, что за февраль авиакомпания может претендовать на 43 341 925 рублей правительственных субсидий. В марте 2020г. снижение составило уже 1 256 056 пассажиров, что эквивалентно 458 460 440 рублям. Итого, общая сумма правительственных компенсаций Аэрофлоту за февраль-март может составить 500 млн рублей (501 802 365).
«S7 Airlines»
Под торговой маркой S7 Airlines «скрывается» АО «Авиакомпания Сибирь». Если оценивать показатели этой авиакомпании «в лоб», то получается, что ни в феврале, ни в марте у нее не было снижения пассажиропотока, а напротив, был значительный рост (+67,5% и +10,1% соответственно). Если Правительство подойдет к вопросу формально, то S7 Airlines не получит ни копейки субсидий.
Однако очевидно, что когда у всех объемы перевозок снижаются, маловероятен столь бурный рост против рынка у отдельно взятой авиакомпании. Все дело в том, что до января 2020 года под брендом S7 Airlines выступали две авиакомпании - «Сибирь» и «Глобус». В декабре 2019 года был завершен процесс объединения двух авиакомпаний (точнее, поглощение Глобуса Сибирью). По сути, парк воздушных судов, персонал, маршрутная сеть и пассажиры перешли авиакомпании «Сибирь».
Таким образом, корректным будет сравнение показателей двух авиакомпаний в 2019 году с показателями "объединенной Сибири" в 2020г. Если Минтранс подойдет к определению размера субсидий не формально, а с учетом этого фактора, то за февраль компенсация не полагается, а вот в марте было снижение - минус 284 960 пассажиров. Таким образом, размер субсидий S7 Airlines за март может составить 100 млн рублей (104 010 400).
«Россия»
Наиболее существенные потери в процентном соотношении в феврале 2020г. понесла авиакомпания «Россия»: минус 13,5%, а в марте минус 41,7%, что составляет минус 79 258 и 296 371 пассажир соответственно. Таким образом, компенсация за февраль может составить 28 929 170, а за март – 108 175 415. В сумме за февраль-март 2020г. авиакомпания «Россия» может претендовать на 137 млн рублей (137 104 585).
«Победа»
Как и в предыдущие годы, первые месяцы 2020-го авиакомпания «Победа» демонстрировала высокие темпы роста, и в феврале введенные правительством ограничения ее ни как не коснулись – рост 31,7%. Однако и она в марте почувствовала негативное влияние пандемии и вводимых ограничений. И все же ей удалось завершить месяц с незначительным плюсом в 3%. Таким образом, компенсации за февраль-март 2020г. авиакомпании «Победа» не полагается.
При этом будет интересно посмотреть на решение Минтранса по вопросу выделения субсидий за апрель, поскольку в этом месяце авиакомпания приостановила операционную деятельность и не выполняла регулярных рейсов. А по имеющейся информации, на субсидии могут претендовать лишь авиакомпании, не приостановившие полеты.
«Уральские авиалинии»
Февраль 2020г. авиакомпания Уральские авиалинии завершила с хорошим плюсом – 17,1%. А в марте уже потеряла четверть пассажиропотока к предыдущему году – минус 168 127 пассажиров. Следовательно, авиакомпания «Уральские авиалинии» может получить субсидий на сумму более 61 млн рублей (61 366 355).
«ЮТэйр»
Авиакомпания ЮТэйр также не почувствовала приближение кризиса в феврале, показав прирост в 5,2%. В марте же падение составило 19,2% - минус 110 995 пассажиров. Значит, авиакомпания ЮТэйр может претендовать на 40 млн рублей (40 513 175) субсидий.
Перечисленные выше крупнейшие авиакомпании России занимают ¾ доли рынка авиаперевозок. Остальные авиакомпании так же завершили первый квартал с переменным успехом, общие потери которых находятся в тех же пределах, что и у лидеров, а некоторые вышли даже с плюсом. Таким образом, можно предположить, что общая сумма компенсаций авиакомпаниям за потери пассажиропотока в феврале-марте 2020 года может составить порядка 1 млрд рублей. Однако имеется информация, что при вычислении размеров субсидий будут учитываться пассажиры только регулярных рейсов, а это для некоторых авиаперевозчиков может существенно скорректировать суммы компенсаций в меньшую сторону.