Обзор условий функционирования воздушного транспорта в 2010-2019 гг.
2019 год стал итоговым годом ушедшего десятилетия. Это десятилетие изобиловало целой цепью событий, которые влияли на политические и экономические процессы как в мире, так и внутри страны. События 2010-х годов во многом определят наше развитие не только в ближнесрочной перспективе, но и на многие годы вперед.
Гражданская авиация России, являясь неотъемлемой частью отечественной экономики, ощутила на себе всю гамму последствий этих событий как положительных, так и отрицательных.
Проведение в нашей стране целого ряда международных саммитов (АТЭС, БРИКС, ШОС), спортивных соревнований мирового уровня (зимние Олимпийские игры 2014 г., чемпионат мира по футболу 2018 г., универсиады и чемпионаты мира по различным видам спорта) сопровождались масштабной реконструкцией транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, что безусловно способствовало поступательному развитию отечественной гражданской авиации.
Всё положительное в минувшем десятилетии будет отчетливо видно на фоне других событий, которые в массе своей, к сожалению, имели отрицательную направленность:
Проведение в нашей стране целого ряда международных саммитов (АТЭС, БРИКС, ШОС), спортивных соревнований мирового уровня (зимние Олимпийские игры 2014 г., чемпионат мира по футболу 2018 г., универсиады и чемпионаты мира по различным видам спорта) сопровождались масштабной реконструкцией транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, что безусловно способствовало поступательному развитию отечественной гражданской авиации.
Всё положительное в минувшем десятилетии будет отчетливо видно на фоне других событий, которые в массе своей, к сожалению, имели отрицательную направленность:
- Десятилетие началось сразу после разразившегося в 2008-2009 гг. глобального экономического кризиса.
- Начавшиеся в конце 2010 года события так называемой «арабской весны», которые во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки продолжаются до настоящего времени, привели к росту террористической угрозы в данном регионе. Террористические акты в отношении России осенью 2015 года привели к трагической гибели граждан нашей страны в небе Египта и Сирии. Следствием террористической угрозы на многие годы стала потеря ряда рынков массового туризма (Тунис, Турция, Египет, Украина, Грузия).
- Политический кризис и последующее гражданское противостояние на Украине, переросшие в вооруженный конфликт в этой стране, привели к потере для наших авиакомпаний одного из крупнейших рынков ближнего зарубежья и принятия со стороны ряда зарубежных стран надуманных экономических санкций в отношении Российской Федерации.
- Резкое снижение мировых цен на энергоносители в 2014-2015 гг. в совокупности с «санкционной войной» против экономики нашей страны во многом стали причиной резкой (почти двукратной) девальвации рубля.
Начиная с 2010 года, и на протяжении всего десятилетия произошли многочисленные банкротства крупных отечественных туроператоров, таких как: «Капитал Тур» (2010 г.); «Ланта-Тур» (2012 г.); «Асент Трэвел» (2013 г.); «Нева», «Южный крест», «Верса», «Роза ветров Мир», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Авиачартер» (2014 г.); «Натали Турс», «Матрешка Тур», «Аврора», «Радуга Трэвел», DSBW, «Данко», «РоссТур», «Жемчужная река» (2018 г.) и многие другие.- Не избежали банкротств и крупные отечественные авиакомпании: «Трансаэро» (2015 г.), «ВИМ-АВИА» (2017 г.).
- Резкий скачок цен на авиатопливо в 4 кв. 2017 г. и в 2018 г. привел к не менее резкому росту расходов авиакомпаний и значительному ухудшению финансово-экономической устойчивости авиаперевозчиков.
Низкая платежеспособность населения, подрыв доверия к индустрии путешествий и лавинообразный рост расходов безусловно оказали негативное влияние на деятельность отечественных перевозчиков.
В первую очередь негативное влияние коснулось международных перевозок.
В первую очередь негативное влияние коснулось международных перевозок.
Динамика именения пассажиропотока 2010-2019 гг.
При этом, в отличие от международных перевозок внутренние перевозки демонстрировали устойчивый рост. Во многом это связано со взвешенной тарифной политикой авиакомпаний, не допустивших взвинчивания цен, не смотря на резкую девальвацию национальной валюты и постоянный рост стоимости услуг, потребителями которых являются сами авиакомпании.
Как видно из графика, стоимость перевозки в ценах 2010 года имела тенденцию к снижению на протяжении всего десятилетия, обеспечив тем самым ценовую доступность услуг воздушного транспорта.
Цена полета в салоне экономического класса, в расчете на 1000 км пути (данные Росстата)
Безусловно, все негативные явления не могли не сказаться на финансово-экономической устойчивости авиакомпаний. Достаточно отметить, что из прошедших 10 лет, 7 лет авиакомпании завершали с общим убытком от продаж на транспортной работе (МВЛ и ВВЛ).
Прибыль/убыток от продаж
Подводя краткий итог выше сказанного, следует отметить, что по итогам минувшего десятилетия в целом пассажирские перевозки продемонстрировали устойчивый рост. Так, совокупный среднегодовой темп роста пассажирских авиаперевозок составил:
Совокупные среднегодовые темпы роста пассажиропотока 2010-2019 гг.
За минувшие 10 лет не многие секторы отечественной экономики смогли продемонстрировать схожие темпы развития.