Анализ экономического воздействия COVID-19 на гражданскую авиацию в 2020 году
Краткое резюме
Завершив свой последний анализ экономических последствий COVID-19, агентство ООН по гражданской авиации подтвердило, что международные пассажирские перевозки в 2020 году существенно сократились на 60% по сравнению с предыдущим годом, в результате чего общий объем авиаперевозок откатился к уровню 2003 года.
ИКАО сообщает, что по мере того, как в прошлом году емкость предлагаемых провозных мощностей (количество кресел) сократилась на 50%, общее количество перевезенных пассажиров сократилось на 60%. В течение первого года пандемии в воздух поднялись всего 1,8 миллиарда пассажиров по сравнению с 4,5 миллиардами в 2019 году.
Согласно отчету, финансовые потери авиакомпаний в 2020 году в результате воздействия COVID-19 составили около 370 миллиардов долларов, а аэропорты и поставщики аэронавигационного обслуживания потеряли еще 115 миллиардов и 13 миллиардов долларов соответственно.
Пандемическое падение спроса на авиаперевозки началось в январе 2020 года, но было ограничено лишь несколькими странами. Однако по мере того, как вирус продолжал свое глобальное распространение, деятельность воздушного транспорта к концу марта фактически остановилась.
С учетом широкомасштабных мер по блокированию границ и ограничениям на поездки, введенных по всему миру, к апрелю общее число пассажиров сократилось на 92% по сравнению с уровнем 2019 года, что в среднем составляет 98 процентов сокращения международных перевозок и 87% сокращения внутренних авиаперевозок.
После достижения апрельского минимума пассажиропоток в летний период путешествий несколько восстановился. Однако эта восходящая тенденция была недолгой, она застопорилась, а затем, в сентябре, ситуация ухудшилась, когда вторая волна инфекции во многих регионах побудила вновь ввести ограничительные меры.
Секторальное восстановление вновь стало неустойчивым в течение последних четырех месяцев 2020 года, что указывает на общую двукратную рецессию в течение года.
ИКАО также сообщила о сохраняющемся неравенстве между последствиями для внутренних и международных авиаперевозок, что стало следствием применения более строгих ограничительных мер в международном секторе.
Внутренние перевозки демонстрируют более высокую устойчивость и доминируют в сценариях восстановления перевозок, особенно в Китае и Российской Федерации, где число внутренних пассажиров вернулось к допандемическому уровню.
В целом объем внутренних пассажирских перевозок в мире сократился на 50%, в то время как международные перевозки сократились на 74%, или на 1,4 миллиарда пассажиров.
По состоянию на конец мая 2020 года Азиатско-Тихоокеанский и североамериканский регионы ИКАО лидировали в глобальном восстановлении пассажиропотока, в основном благодаря своим значительным внутренним рынкам. Европа увидела временный отскок, но с сентября резко пошла вниз. В четвертом квартале динамика в Латинской Америке и Карибском бассейне улучшилась, в то время как восстановление в Африке и на Ближнем Востоке продолжалось менее энергично.
Паралич финансовых потоков, вызванный резким сокращением воздушного движения, привел к серьезной нехватке ликвидности по всей цепочке создания стоимости авиации, поставив под сомнение финансовую жизнеспособность отрасли, а также под угрозу сокращения миллионов рабочих мест по всему миру.
Каскадные последствия отразились на всех туристических рынках мира, учитывая, что более 50 процентов международных туристов ранее использовали воздушные перевозки для достижения своих целей.
Глобальное падение валовых доходов авиакомпаний от пассажирских перевозок в 2020 году составило более 391 миллиарда долларов США: 129 миллиардов долларов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 104 миллиарда долларов в Европе и 93 миллиарда долларов в Северной Америке, а также 28 миллиардов в Латинской Америке и Карибском бассейне, 23 миллиарда на Ближнем Востоке и 15 миллиардов в Африке.
ИКАО указывает, что в перспективе ожидается длительное снижение спроса на авиаперевозки. В первом квартале 2021 года будут преобладать риски дальнейшего ухудшения ситуации. Ожидать какого-либо улучшения глобальной картины следует только ко второму кварталу 2021 года, хотя и это будет зависеть от эффективности борьбы с пандемией и развертывания вакцинации.
По наиболее оптимистичному сценарию, к июню 2021 года число пассажиров, как ожидается, восстановится до 71% от уровня 2019 года (53% на международных линиях и 84% на внутренних. Более пессимистичный сценарий предусматривает лишь 49% восстановление (26% на международных и 66% на внутренних).
Глобальное влияние COVID-19 на авиацию, туризм, торговлю и экономику в 2020 году
Пассажиропоток: общее сокращение перевезенных авиапассажиров в 2020 году (как международных, так и внутренних) составляет более 60% по сравнению с 2019 годом (по данным ИКАО).
Аэропорты: предполагаемая потеря в 2020 году примерно 64,2% пассажиропотока и 65% дохода – более 111,8 млрд долларов США по сравнению с обычным бизнесом (по данным ACI).
Авиакомпании: снижение в 2020 году выработки в пассажиро-километрах (RPKs, как международных, так и внутренних) на 66,3% по сравнению с 2019 годом (по данным IATA).
Туризм: снижение в 2020 году поступлений от международного туризма на сумму от 910 до 1 170 млрд. долл. США по сравнению с 1,5 трлн долларов США, полученными в 2019 году. В данный момент 100% мировых направлений имеют те или иные ограничения на поездки (по данным UNWTO).
Торговля: падение в 2020 году объема мировой торговли товарами на 9,2% по сравнению с 2019 годом (по данным ВТО).
Глобальная экономика: прогнозируемое сокращение мирового ВВП в 2020 году составит 4,3%-4,4%, что намного хуже, чем показатели во время финансового кризиса 2008-09 годов (МВФ и Всемирный банк).
Несомненно, все цифры и оценки подвержены изменениям и будут обновляться по мере развития ситуации и получения дополнительной информации. ИКАО продолжает предоставлять рекомендации и оказывать поддержку авиационному сектору для преодоления кризиса. Новое руководство по экономическим и финансовым мерам обобщает ряд мер, которые могут быть изучены государствами и отраслью для смягчения дефицита ликвидности и финансового напряжения, а также для укрепления устойчивости отрасли к будущему кризису.
Подробнее: https://www.icao.int/sustainability/Documents/COVID-19/ICAO_Coronavirus_Econ_Impact.pdf