2020 год - худший год в истории спроса на авиаперелеты
Александр де Жуньяк, генеральный директор и главный исполнительный директор IATA: «Прошлый год был катастрофой. Нет другого способа описать это. Восстановление, которое наблюдалось в течение летнего сезона в Северном полушарии, застопорилось осенью, и ситуация резко ухудшилась в конце сезона отпусков и в конце года, поскольку были введены более строгие ограничения на поездки перед лицом новых вспышек и новых штаммов COVID-19».
Спрос на международные перевозки пассажиров в 2020 году был на 75,6% ниже уровня 2019 года. Пропускная способность (измеряемая в доступных креслах-километрах или ASK) снизилась на 68,1%, а коэффициент загрузки упал на 19,2 процентных пункта до 62,8%.
Спрос на внутренних рынках в 2020 году снизился на 48,8% по сравнению с 2019 годом. Пропускная способность сократились на 35,7%, а коэффициент загрузки упал на 17 процентных пункта до 66,6%.
Общий трафик в декабре 2020 года был на 69,7% ниже, чем в том же месяце 2019 года, немного улучшившись по сравнению с сокращением на 70,4% в ноябре. Пропускная способность снизилась на 56,7%, а коэффициент загрузки снизился на 24,6 процентных пункта до 57,5%.
Продажи на будущие поездки в январе 2021 года снизились на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года, что оказало дополнительное давление на денежные средства авиакомпаний и потенциально повлияло на сроки ожидаемого восстановления.
Базовый прогноз IATA на 2021 год предусматривает улучшение спроса на 50,4% к 2020 году, что приведет отрасль к 50,6% от уровня 2019 года. Хотя эта точка зрения остается неизменной, существует серьезный риск снижения, если сохранятся более жесткие ограничения на поездки в ответ на новые варианты. Если такой сценарий материализуется, улучшение спроса может быть ограничено всего лишь 13% по сравнению с уровнем 2020 года, оставив отрасль на уровне 38%.
1% отраслевых RPK в 2020 году. 2годовое изменение коэффициента загрузки. 3уровень коэффициента загрузки.
Международные пассажирские рынки
Годовой объем перевозок авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона в 2020 году упал на 80,3% по сравнению с 2019 годом, что стало самым глубоким падением среди всех регионов мира. В декабре 2020г. падение составило 94,7% на фоне ещё более строгих ограничений, что мало отличается от ноябрьского уровня падения в 95%. Годовая пропускная способность снизилась на 74,1% по сравнению с 2019 годом, а коэффициент загрузки на 19,5 процентных пункта до 61,4%.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом европейские перевозчики снизили трафик на 73,7%. Пропускная способность упала на 66,3%, а коэффициент загрузки снизился на 18,8 процентных пункта до 66,8%. В декабре объем трафика снизился на 82,3% по сравнению с декабрем 2019 года, что на 87% больше, чем в ноябре. Это стало отражением предпраздничного положительного импульса, действие которого иссякло к концу месяца.
Годовой показатель авиакомпаний Ближнего Востока в 2020 году на 72,9% ниже, чем в 2019 году. Годовая пропускная способность упала на 63,9%, а коэффициент загрузки на 18,9 процентных пункта до 57,3%. Декабрьский трафик снизился на 82,6% по сравнению с декабрем 2019 года, в ноябре этот показатель составил 86,1%.
Годовой объем перевозок североамериканских авиакомпаний сократился на 75,4% по сравнению с 2019 годом. Пропускная способность упала на 65,5%, а коэффициент загрузки снизился на 23,9 процентных пункта до 60,1%. Спрос в декабре снизился на 79,6% по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Это стало ростом по сравнению с показателем ноября, когда падение составило 82,8%, что отражает праздничный всплеск.
У латиноамериканских авиакомпаний за полный год объем перевозок снизился на 71,8% по сравнению с 2019 годом, что сделало их регионом с лучшими показателями после Африки. Пропускная способность упала на 67,7%, а коэффициент загрузки на 10,4 процентных пункта до 72,4%. Это является самым высоким показателем среди всех регионом мира. В декабре трафик упал на 76,2% по сравнению с декабрем 2019 года, что несколько лучше, по сравнению со снижением на 78,7% в ноябре.
Объем перевозок африканских авиакомпаний в прошлом году упал на 69,8% по сравнению с 2019 годом, что является лучшим показателем среди регионов мира. Пропускная способность сократилась на 61,5%, а коэффициент загрузки упал на 15,4 процентных пункта до 55,9%, что является самым низким показателем среди регионов мира. Спрос в декабре был на 68,8% ниже, чем годом ранее, что лучше падения на 75,8% в ноябре. Перевозчики в регионе получили выгоду от несколько менее жестких ограничений на международные поездки по сравнению с остальным миром.
Внутренние пассажирские рынки
1% отраслевых RPK в 2020 году. 2годовое изменение коэффициента загрузки. 3уровень коэффициента загрузки.
Внутренний пассажиропоток Китая снизился на 30,8% в 2020 году по сравнению с 2019 годом. В декабре снижение составило 7,6% по сравнению с декабрем прошлого года, что является ухудшением по сравнению с аналогичным показателем ноября - минус 6,3%. Происходит это на фоне новых вспышек пандемии коронавируса и связанных с этим ограничений.
Российский внутренний трафик сократился на 23,5% за год. При этом в декабре снижение составило лишь 12%, что значительно лучше, чем минус 23% месяцем ранее. Такие годовые результаты стали итогом резкого роста внутреннего туризма летом и снижения цен на проезд.
Выводы
«Оптимизм в отношении того, что разработка и распространение вакцин приведут к быстрому и упорядоченному восстановлению глобальных авиаперевозок, рухнул перед лицом новых вспышек и новых мутаций болезни. Сегодня путешествия по миру более ограничены, чем когда-либо, и чем за последние 12 месяцев. Пассажиры сталкиваются с ошеломляющим множеством быстро меняющихся и глобально несогласованных ограничений на поездки. Мы настоятельно призываем правительства работать с промышленностью над разработкой стандартов вакцинации, тестирования и валидации, которые позволят обеспечить уверенность в том, что границы могут снова открыться, а международные авиаперелеты возобновиться после нейтрализации вирусной угрозы. Помочь в этом процессе может проездной IATA Travel Pass, путем предоставления пассажирам приложения для простого и безопасного управления поездкой в соответствии с государственными требованиями к тестированию на COVID-19 или информации о вакцинах. Между тем, авиационная отрасль будет нуждаться в постоянной финансовой поддержке со стороны правительств, чтобы оставаться жизнеспособной», - заключил де Жуньяк.
Примечания:
- IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) представляет около 290 авиакомпаний, на долю которых приходится 82% мирового воздушного движения.
- Статистика ИАТА охватывает международные и внутренние регулярные воздушные перевозки для авиакомпаний-членов и не членов ИАТА.
- Все цифры являются предварительными и представляют собой общую отчетность на момент публикации плюс оценки недостающих данных. Исторические данные подлежат пересмотру.
Данный материал подготовлен агентством AviaStat.Ru на основе материалов IATA, посвященных анализу рынка авиаперевозок в 2020 году