Холдинг "Аэропорты регионов" получил 20% акций аэропорта Сургута
Аэропорт Сургут
Аэропорт Сургут
Холдинг «Аэропорты регионов» группы «Ренова» получил 20% акций аэропорта Сургута. До сих пор основным претендентом на аэропорт с пассажиропотоком 1,7 млн человек в год считался «Новапорт» Романа Троценко, и в холдинге до сих пор не отказываются от этой идеи. Но в «Аэропортах регионов» уже планируют далеко вперед, собираясь построить в Сургуте новый терминал и развивать другие аэропорты региона. Об этом сообщает КоммерсантЪ.
О том, что «Аэропорты регионов» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга) приобрели 20% аэропорта Сургута, рассказал гендиректор холдинга Евгений Чудновский. Доля выкуплена у частных лиц, сделка закрыта в конце 2017 года, ее сумма не раскрывается. Господин Чудновский добавил, что «у властей региона есть реальный запрос на улучшение качества перевозок и изменения авиационной инфраструктуры округа». Поэтому «Аэропорты регионов» рассматривают возможность строительства нового терминального комплекса в аэропорту Сургута и заинтересованы участвовать «в комплексном развитии аэропортовой составляющей ХМАО». На территории округа сейчас работают девять аэропортов, две посадочные площадки и более 80 вертолетных площадок. Три международных аэропорта в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске обеспечивают более 80% всех пассажирских и грузовых авиаперевозок.
Однако структура собственности аэропорта Сургута остается запутанной, и расклад сил в его капитале до конца непонятен. На конец 2017 года владельцами ОАО «Аэропорт Сургут», по данным, были тюменское ООО «Солар» и ООО «Валенто» из Московской области (по 24%, бенефициары — кипрские офшоры), еще 15% у неназванного гражданина РФ, 8% у Utair, по 5% у «Когалымавиа» и ООО «Газпром Трансгаз Сургут».
Еще 19% акций раньше принадлежало ДИЗО администрации Сургута, который ликвидирован в феврале 2016 года. Кому передан пакет, не раскрывалось, сам «Аэропорт Сургут» последний раз публиковал отчетность за 2015 год. При этом, как следует из данных kartoteka.ru, «Валенто» также владеет 25% акций тюменского аэропорта Рощино, который официально полностью контролирует «Новапорт» Романа Троценко, и с декабря 2017 года находится в процессе ликвидации (долго ее учредителем была кипрская Adalenta Holding, с января 2017 года — Виталий Шпортенко).
Именно «Новапорт» до сих пор считался самым вероятным потенциальным инвестором аэропорта Сургута. В середине 2017 года власти ХМАО говорили, что ведут переговоры о передаче части акций именно «Новапорту». Впрочем, чиновники обещали провести «всестороннюю экспертизу», поскольку «важно, чтобы новый игрок не начал формировать несправедливую тарифную политику воздушных перевозок в округе». Сейчас в «Новапорте» лишь говорят, что «по Сургуту нет решения».
Источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что авиаперевозки в регионе постоянно поддерживаются за счет федеральных и региональных субсидий: «Понятно, что в глазах инвестора это солидная поддержка развития аэропортового проекта». По данным уральского информагентства Znak, ежегодно на полеты в регионе региональные власти выделяют Utair из бюджета от 500 млн руб. На прошлой неделе губернатор ХМАО Наталья Комарова сообщила, что Utair представит в марте 2018 года план развития авиаперевозок в округе, который она же прошлой осенью поручила подготовить.
В Росавиации сообщили, что полеты в Сургут выполняются в рамках постановления о развитии региональной маршрутной сети. В 2017 год по субсидиям в Сургут летали «ЮВТ Аэро», Nordstar и S7, выполняя рейсы из Казани, Бугульмы, Красноярска, Новосибирска, Норильска и Перми. По итогам 2017 года размер федеральных субсидий составил 357,3 млн руб. В начале 2018 года полеты в Сургут субсидируются из Казани, Красноярска и Перми, рейсы выполняют «ЮВТ Аэро», Nordstar и «Руслайн». Но сейчас финансирование составляет менее 122 млн руб., уточнили в ведомстве.
Аэропорт Сургута — крупнейший в ХМАО, по итогам 2017 года его пассажиропоток вырос на 15,7%, до 1,7 млн человек. Около 20 авиакомпаний выполняют из аэропорта рейсы по более чем 100 направлениям. Крупнейший перевозчик Utair, на которого приходится 50,3% пассажиропотока 2017 года. Выручка аэропорта в 2017 году — 3,3 млрд руб., чистая прибыль — 48,5 млн руб.
О том, что «Аэропорты регионов» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга) приобрели 20% аэропорта Сургута, рассказал гендиректор холдинга Евгений Чудновский. Доля выкуплена у частных лиц, сделка закрыта в конце 2017 года, ее сумма не раскрывается. Господин Чудновский добавил, что «у властей региона есть реальный запрос на улучшение качества перевозок и изменения авиационной инфраструктуры округа». Поэтому «Аэропорты регионов» рассматривают возможность строительства нового терминального комплекса в аэропорту Сургута и заинтересованы участвовать «в комплексном развитии аэропортовой составляющей ХМАО». На территории округа сейчас работают девять аэропортов, две посадочные площадки и более 80 вертолетных площадок. Три международных аэропорта в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске обеспечивают более 80% всех пассажирских и грузовых авиаперевозок.
Однако структура собственности аэропорта Сургута остается запутанной, и расклад сил в его капитале до конца непонятен. На конец 2017 года владельцами ОАО «Аэропорт Сургут», по данным, были тюменское ООО «Солар» и ООО «Валенто» из Московской области (по 24%, бенефициары — кипрские офшоры), еще 15% у неназванного гражданина РФ, 8% у Utair, по 5% у «Когалымавиа» и ООО «Газпром Трансгаз Сургут».
Еще 19% акций раньше принадлежало ДИЗО администрации Сургута, который ликвидирован в феврале 2016 года. Кому передан пакет, не раскрывалось, сам «Аэропорт Сургут» последний раз публиковал отчетность за 2015 год. При этом, как следует из данных kartoteka.ru, «Валенто» также владеет 25% акций тюменского аэропорта Рощино, который официально полностью контролирует «Новапорт» Романа Троценко, и с декабря 2017 года находится в процессе ликвидации (долго ее учредителем была кипрская Adalenta Holding, с января 2017 года — Виталий Шпортенко).
Именно «Новапорт» до сих пор считался самым вероятным потенциальным инвестором аэропорта Сургута. В середине 2017 года власти ХМАО говорили, что ведут переговоры о передаче части акций именно «Новапорту». Впрочем, чиновники обещали провести «всестороннюю экспертизу», поскольку «важно, чтобы новый игрок не начал формировать несправедливую тарифную политику воздушных перевозок в округе». Сейчас в «Новапорте» лишь говорят, что «по Сургуту нет решения».
Источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что авиаперевозки в регионе постоянно поддерживаются за счет федеральных и региональных субсидий: «Понятно, что в глазах инвестора это солидная поддержка развития аэропортового проекта». По данным уральского информагентства Znak, ежегодно на полеты в регионе региональные власти выделяют Utair из бюджета от 500 млн руб. На прошлой неделе губернатор ХМАО Наталья Комарова сообщила, что Utair представит в марте 2018 года план развития авиаперевозок в округе, который она же прошлой осенью поручила подготовить.
В Росавиации сообщили, что полеты в Сургут выполняются в рамках постановления о развитии региональной маршрутной сети. В 2017 год по субсидиям в Сургут летали «ЮВТ Аэро», Nordstar и S7, выполняя рейсы из Казани, Бугульмы, Красноярска, Новосибирска, Норильска и Перми. По итогам 2017 года размер федеральных субсидий составил 357,3 млн руб. В начале 2018 года полеты в Сургут субсидируются из Казани, Красноярска и Перми, рейсы выполняют «ЮВТ Аэро», Nordstar и «Руслайн». Но сейчас финансирование составляет менее 122 млн руб., уточнили в ведомстве.
Аэропорт Сургута — крупнейший в ХМАО, по итогам 2017 года его пассажиропоток вырос на 15,7%, до 1,7 млн человек. Около 20 авиакомпаний выполняют из аэропорта рейсы по более чем 100 направлениям. Крупнейший перевозчик Utair, на которого приходится 50,3% пассажиропотока 2017 года. Выручка аэропорта в 2017 году — 3,3 млрд руб., чистая прибыль — 48,5 млн руб.