ЕС и США разошлись в ВТО в оценке итогов спора о субсидировании Airbus

Флаг Евросоюза
Фото с сайта geo.fr
Флаг Евросоюза
Фото с сайта geo.fr

Европейский союз и США по-разному оценивают итоги рассмотрения во Всемирной торговой организации (ВТО) тяжбы о субсидировании авиастроительной корпорации Airbus. Полное несовпадение позиций проявилось на состоявшемся в понедельник в Женеве заседании Органа по рассмотрению споров (ОРС), где Вашингтон пригрозил Брюсселю введением пошлин на товары ЕС в качестве ответной меры, сообщил журналистам эксперт, присутствовавший на заседании. Об этом сообщает ТАСС.

ОРС утвердил в понедельник принятое в 2016 году решение панели арбитров ВТО, а также поправки, которые были 15 мая 2018 года внесены в это решение Апелляционным органом по иску Соединенных Штатов, пожаловавшихся на незаконное субсидирование Airbus со стороны ЕС и четырех его государств - членов: Франции, Германии, Испании и Великобритании. Выступая на заседании, представитель Евросоюза приветствовал позицию Апелляционного органа, согласно которой, по его словам, "больше никакие шаги не требуются по уже истекшим субсидиям". Он также уведомил, что по "некоторым другим ограниченным мерам", которые еще требуется принять во исполнение решения арбитров, "ЕС уже сообщил об их выполнении".

В ответ представитель США напомнил на заседании, что арбитры пришли в 2016 году к выводу о "продолжавшихся нарушениях Евросоюзом и его членами своих обязательств в том, что касается массированных субсидий Airbus, приведших к крупному падению продаж и доли на рынке американским авиастроителем". В этой связи Соединенные Штаты, отметил он, "предпочитают взаимно согласованное разрешение спора и готовы к серьезным дискуссиям с ЕС", однако "в случае необходимости" Вашингтон "готов также двигаться дальше в процессе введения ответных мер относительно продукции ЕС".

По подавляющему большинству пунктов Апелляционный орган ВТО 15 мая не согласился с аргументацией Евросоюза и поддержал решение панели арбитров. Как пояснил в этой связи журналистам пожелавший остаться неназванным источник, хорошо знакомый с деятельностью ВТО, это относится, в частности, к так называемой стартовой помощи, которая была предоставлена Airbus и "продолжала существовать после 1 декабря 2011 года - даты, после которой ЕС, как предполагалось, должен был выполнить первоначальное решение панели арбитров". Это "стало причиной существенной потери продаж для конкурирующего производителя самолетов в США Boeing".

Кроме того, Апелляционный орган оставил в силе выводы арбитров о том, что Airbus платил менее высокие процентные ставки за финансирование на цели разработки своего последнего самолета A350XWB, чем это было бы по условиям получения кредита на коммерческом рынке. Это "низкозатратное финансирование со стороны правительств Франции, Германии, Испании дало выгоду Airbus и представляло собой субсидию" в том смысле, как она понимается в соглашениях в рамках ВТО.

Принятое 15 мая в ВТО решение представляет собой, как отметил информированный источник, "ключевой шаг в споре", который был инициирован США в октябре 2004 года, и "теперь США могут просить арбитра ВТО определить уровень ответных мер" в отношении ЕС за невыполнение правил ВТО.