Airbus и ВВС Австралии провели испытания новой системы автоматической дозаправки в воздухе

A330 MRTT
A330 MRTT

Европейский авиастроительный концерн Airbus совместно с ВВС Австралии провел испытания новой системы автоматической дозаправки в воздухе, которая в перспективе позволит существенно сократить нагрузку на операторов заправки во время процедуры. Согласно сообщению концерна, во время испытаний самолет-заправщик A310MRTT с автоматической системой провел дозаправку другого «летающего танкера» — австралийского KC-30A (A330 MRTT). Испытания признаны успешными. Об этом пишет N+1.

Дозаправка в воздухе активно используется военными, поскольку позволяет существенно увеличить время беспосадочного полета самолетов. Например, благодаря воздушной дозаправке во время войны в Ираке в 2003 году американские бомбардировщики выполняли беспосадочные перелеты с авиабазы «Уайтмен» в Миссури в Ирак и обратно (общее расстояние — более 21 тысячи километров). Кроме того, благодаря дозаправке российские бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 проводят в воздухе во время патрулирования около суток.

Во время дозаправки самолет-реципиент пристыковывается к заправочной штанге или шлангу самолета-заправщика. Затем оператор заправки, находящийся на борту «летающего танкера» включает топливный насос, который перекачивает топливо. Вся эта операция проводится при постоянном радиообмене между оператором заправки и пилотом самолета-реципиента. Ручное управление системами дозаправки отнимает довольно много времени.

По оценке Airbus, автоматическая система дозаправки (AAR, Automatic Air-to-air Refueling) позволит существенно сократить время, необходимое на дозаправку, поскольку она будет выполнять все операции быстрее и качественнее человека — оператора заправки. При этом сам оператор не будет исключен из экипажа самолета-заправщика и будет выполнять надзор за работой автоматической системы, а также вмешиваться в процесс дозаправки во время нештатных ситуаций.

Во время испытаний, которые состоялись в конце июня A310MRTT произвел подряд семь операций дозаправки KC-30A. Продолжительность проверок составила два часа. Испытания признаны успешными. Во время дозаправки оператор отвечал за начальный выпуск заправочной штанги и предварительное ее наведение, после чего система переключалась в автоматический режим. В этом режиме она уже автоматически производила стыковку с самолетом-реципиентом и перекачивала топливо.

Первые испытания автоматической системы дозаправки в воздухе состоялись в мае прошлого года. Тогда «летающий танкер» A310MRTT провел автоматическую дозаправку истребителя F-16 ВВС Португалии. Как ожидается, новая система пройдет еще серию доработок и испытаний, а с 2019 года будет уже устанавливаться на серийные самолеты-заправщики A310MRTT.

Разработкой систем автоматической дозаправки в воздухе занимаются и несколько американских компаний, включая Northrop Grumman. Последняя создает собственную систему по заказу ВМС США. Американские военные намерены оснастить такой системой перспективные палубные беспилотники MQ-25 Stingray. Они будут использоваться для дозаправки в воздухе других беспилотников, а также пилотируемых самолетов. Кроме того, они будут вести разведку.