Модернизация наземного комплекса управления и создание нового пункта на космодроме "Восточный" сократили время полета кораблей к МКС

Восточный КИП
Фото РКС
Восточный КИП
Фото РКС

Наземный автоматизированный комплекс управления космическими аппаратами, созданный холдингом «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), участвовал в обеспечении полета и стыковки с Международной космической станцией (МКС) транспортного грузового корабля «Прогресс МС-09» 10 июля 2018 года по новой укороченной двухвитковой схеме. Сокращение времени полета корабля к МКС до 3 часов 40 минут стало возможным благодаря проведенной в последние годы модернизации наземного комплекса управления, созданию и вводу в эксплуатацию Восточного командно-измерительного пункта (ВКИП) на космодроме "Восточный". Об этом сообщает РКС.

Традиционно сближение и стыковка транспортных грузовых и пилотируемых кораблей к МКС проходили по двухсуточной схеме, которая после их вывода на расчетную орбиту предусматривает поэтапное маневрирование для приближения к станции. В первые и вторые стуки проводились маневры коррекции орбиты кораблей для выравнивания орбиты с МКС. На витке стыковки по результатам радиоконтроля орбит рассчитывались и за три часа до стыковки выдавались на борт кораблей и МКС данные векторов состояния объектов для обеспечения работы бортовой системы сближения. Процесс сближения начинался с маневрирования на дальнем участке сближения и заканчивался на ближнем участке после облета, зависания и причаливания до операции «касание». Стыковку пилотируемых и грузовых космических кораблей к стыковочным узлам модулей российского сегмента МКС обеспечивает созданная в холдинге РКС радиотехническая система взаимных измерений «Курс-НА», отметили в РКС.

При двухвитковой схеме процесс маневрирования автономного сближения начинается сразу на первом витке полета с последующим переходом к маневрированию на дальнем участке сближения транспортных грузовых и пилотируемых кораблей с МКС, а затем к маневрированию на ближнем участке полета на втором витке. В результате значительно сокращается время полета кораблей. Это стало возможным благодаря уточнению навигационно-баллистических расчетов при старте ракеты-носителя и времени старта для вывода кораблей на орбиту за счет повышения точностей обработки траектории полета модернизированными системами ракеты-носителя и кораблей, а также увеличения энерговооруженности ракеты-носителя «Союз 2-1а». Для успешного использования двухвитковой схемы также применены новые технологии управления транспортными грузовыми и пилотируемыми кораблями после вывода на орбиту ¬– закладка информации на коррекцию орбиты в бортовые системы кораблей происходит на стартовом комплексе, применяются усовершенствованные бортовые навигационные системы, используется спутниковый контур управления.

Заместитель директора проектов по созданию командных радиолиний РКС Александр Круглов: «При модернизации наземного комплекса управления транспортными грузовыми и пилотируемыми кораблями мы применили передовые технологии с использованием спутников-ретрансляторов. Ввод в эксплуатацию станции «Клен-Р» на командно-измерительном пункте космодрома "Восточный" в состав многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч» позволил повысить оперативность получения информации с космических аппаратов для принятия решений на выбор схемы стыковки с МКС и расширил возможности контроля параметров корабля и управления им на протяжении всей длительности полета вокруг Земли».

Восточный КИП в составе комплекса средств измерений, сбора и обработки информации космодрома "Восточный" успешно отработал первый пуск с нового российского космодрома в апреле 2016 года, а также запуски в ноябре 2017 года и 1 февраля 2018 года.