"ОДК-Сатурн" награждено дипломом конкурса "Авиастроитель года" за разработку отечественного материала для аддитивного производства
Метка:
Рыбинское ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) признано дипломантом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «Лучший инновационный проект» за разработку, паспортизацию и применение металлопорошковой композиции жаропрочного кобальтового сплава отечественного производства для изготовления элементов камер сгорания газотурбинных двигателей большой мощности. Это изобретение является важным шагом на пути внедрения в российское двигателестроение аддитивных технологий (АТ) и реализации программы импортозамещения. Об этом сообщает ОДК.
Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России. Диплом конкурса был вручен авторам проекта ОДК-Сатурн Денису Федосееву, Алексею Сасарину, Ивану Редькину и Игорю Ильину.
"В настоящее время аддитивные технологии являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений в производстве газотурбинной техники. Внедрение АТ позволяет существенно сократить цикл изготовления деталей и снизить их стоимость, использовать материалы, формообразование которых традиционными способами невозможно или затратно, создавать конструкции с уникальной топологией, изменить всю бизнес-модель производства услуг (ремонт, сервис, кастомизация). Работа по освоению АТ на ОДК-Сатурн ведется уже более 10 лет. На предприятии действует Центр аддитивных технологий. Непосредственно по этому направлению работают более 50 специалистов различного профиля. Специалистами службы генерального конструктора была разработана, апробирована и внедрена конструкторско-технологическая цепочка разработки и оптимизации деталей, проектируемых для аддитивного производства, позволяющая существенно сократить сроки разработки и внедрения деталей и узлов. В 2017 г. на ОДК-Сатурн более 1 000 деталей газотурбинных двигателей различного назначения изготовлены аддитивными технологиями из кобальтового и титанового сплавов, из нержавеющей стали", - рассказали в ОДК.
Одним из основных сдерживающих факторов внедрения АТ в конструкцию газотурбинных двигателей было отсутствие паспортизованных металлопорошковых композиций (МПК) отечественного производства. В рамках программы импортозамещения и разработки комплексной технологической цепочки производства элементов камер сгорания ГТД аддитивными технологиями ОДК-Сатурн совместно с ФГУП ВИАМ инициировало работы по паспортизации российского жаропрочного кобальтового суперсплава для технологии послойного синтеза на подложке. Были выполнены работы по корректировке параметров качества с целью приведения в соответствие с требованиями технологических процессов, подтверждения применимости в АТ и обеспечения необходимого уровня эксплуатационных характеристик синтезированных изделий. В ходе работ был подтвержден высокий уровень механических свойств синтезированного материала.
Положительные результаты проведенных работ, подтвердили возможность использования новой отечественной МПК для синтеза ряда элементов камеры сгорания. Специалистами ОДК-Сатурн проведен полный комплекс экспериментальных и опытных работ по определению эксплуатационных характеристик деталей типа «завихритель», синтезированных методами АТ, в сравнении с изготовленными по традиционным технологиям. Результаты исследований показывают стабильность экспериментальных данных в диапазоне ±2% от номинального значения, заложенной конструкторской документацией, в то время как завихрители, изготовленные по традиционной технологии, имеют разброс характеристик ±6%. Снижение разброса параметров в три раза говорит о высокой стабильности и повторяемости аддитивного процесса. Минимизация разброса расходных характеристик способствует стабильному процессу сгорания топлива и, как следствие, более высокой полноте сгорания, снижению выбросов вредных веществ и повышению ресурса двигателя.
«Разработка и запуск в производство отечественной металлопорошковой композиции для послойного синтеза – не только важный шаг на пути дальнейшего внедрения аддитивных технологий на ОДК-Сатурн, но и значимое событие для высокотехнологичной промышленности России в целом, – отметил заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн» Виктор Поляков. – Этот проект очень важен для развития двигателестроения в России, особенно в рамках выполнения программы импортозамещения».
Церемония награждения победителей конкурса «Авиастроитель года – 2017» состоялась 8 августа в Казани в рамках IV Съезда авиапроизводителей России. Диплом конкурса был вручен авторам проекта ОДК-Сатурн Денису Федосееву, Алексею Сасарину, Ивану Редькину и Игорю Ильину.
"В настоящее время аддитивные технологии являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений в производстве газотурбинной техники. Внедрение АТ позволяет существенно сократить цикл изготовления деталей и снизить их стоимость, использовать материалы, формообразование которых традиционными способами невозможно или затратно, создавать конструкции с уникальной топологией, изменить всю бизнес-модель производства услуг (ремонт, сервис, кастомизация). Работа по освоению АТ на ОДК-Сатурн ведется уже более 10 лет. На предприятии действует Центр аддитивных технологий. Непосредственно по этому направлению работают более 50 специалистов различного профиля. Специалистами службы генерального конструктора была разработана, апробирована и внедрена конструкторско-технологическая цепочка разработки и оптимизации деталей, проектируемых для аддитивного производства, позволяющая существенно сократить сроки разработки и внедрения деталей и узлов. В 2017 г. на ОДК-Сатурн более 1 000 деталей газотурбинных двигателей различного назначения изготовлены аддитивными технологиями из кобальтового и титанового сплавов, из нержавеющей стали", - рассказали в ОДК.
Одним из основных сдерживающих факторов внедрения АТ в конструкцию газотурбинных двигателей было отсутствие паспортизованных металлопорошковых композиций (МПК) отечественного производства. В рамках программы импортозамещения и разработки комплексной технологической цепочки производства элементов камер сгорания ГТД аддитивными технологиями ОДК-Сатурн совместно с ФГУП ВИАМ инициировало работы по паспортизации российского жаропрочного кобальтового суперсплава для технологии послойного синтеза на подложке. Были выполнены работы по корректировке параметров качества с целью приведения в соответствие с требованиями технологических процессов, подтверждения применимости в АТ и обеспечения необходимого уровня эксплуатационных характеристик синтезированных изделий. В ходе работ был подтвержден высокий уровень механических свойств синтезированного материала.
Положительные результаты проведенных работ, подтвердили возможность использования новой отечественной МПК для синтеза ряда элементов камеры сгорания. Специалистами ОДК-Сатурн проведен полный комплекс экспериментальных и опытных работ по определению эксплуатационных характеристик деталей типа «завихритель», синтезированных методами АТ, в сравнении с изготовленными по традиционным технологиям. Результаты исследований показывают стабильность экспериментальных данных в диапазоне ±2% от номинального значения, заложенной конструкторской документацией, в то время как завихрители, изготовленные по традиционной технологии, имеют разброс характеристик ±6%. Снижение разброса параметров в три раза говорит о высокой стабильности и повторяемости аддитивного процесса. Минимизация разброса расходных характеристик способствует стабильному процессу сгорания топлива и, как следствие, более высокой полноте сгорания, снижению выбросов вредных веществ и повышению ресурса двигателя.
«Разработка и запуск в производство отечественной металлопорошковой композиции для послойного синтеза – не только важный шаг на пути дальнейшего внедрения аддитивных технологий на ОДК-Сатурн, но и значимое событие для высокотехнологичной промышленности России в целом, – отметил заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн» Виктор Поляков. – Этот проект очень важен для развития двигателестроения в России, особенно в рамках выполнения программы импортозамещения».