В ЦАГИ завершены численные исследования процесса приводнения возвращаемого аппарата космического корабля "Федерация"
ЦАГИ
ЦАГИ
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили этап численного моделирования поведения возвращаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля «Федерация» в процессе приводнения.
По словам ученых института, актуальность данного исследования заключается в том, что при планируемых запусках «Федерации» с космодрома «Восточный» часть траектории выхода кораблей на орбиту лежит над акваторией Тихого океана. В случае аварии вместо обычной штатной посадки на грунт возвращаемый аппарат может приземлиться на водную поверхность.
В ходе численного эксперимента моделировалось поведение аппарата в режиме приводнения. «Мы провели расчет качки на волнении вплоть до 5 баллов, исследовали влияние вертикальной и горизонтальной скорости посадки, положения объекта в пространстве, меняли массовые и инерционные характеристики аппарата. Главной нашей задачей было получить значение перегрузок, действующих на возвращаемый аппарат в этой ситуации», – пояснил начальник отдела скоростной гидродинамики отделения гидродинамики и промышленной аэродинамики ФГУП «ЦАГИ» Алексей Аржанов.
Полученные данные позволят ученым и инженерам-проектировщикам оптимизировать работу средств приземления «Федерации», чтобы повысить безопасность экипажа в аварийной ситуации.
На следующем этапе планируются испытания в гидроканале динамически подобной модели возвращаемого аппарата, которую сейчас изготавливают в Научно-производственном комплексе ЦАГИ.
По словам ученых института, актуальность данного исследования заключается в том, что при планируемых запусках «Федерации» с космодрома «Восточный» часть траектории выхода кораблей на орбиту лежит над акваторией Тихого океана. В случае аварии вместо обычной штатной посадки на грунт возвращаемый аппарат может приземлиться на водную поверхность.
В ходе численного эксперимента моделировалось поведение аппарата в режиме приводнения. «Мы провели расчет качки на волнении вплоть до 5 баллов, исследовали влияние вертикальной и горизонтальной скорости посадки, положения объекта в пространстве, меняли массовые и инерционные характеристики аппарата. Главной нашей задачей было получить значение перегрузок, действующих на возвращаемый аппарат в этой ситуации», – пояснил начальник отдела скоростной гидродинамики отделения гидродинамики и промышленной аэродинамики ФГУП «ЦАГИ» Алексей Аржанов.
Полученные данные позволят ученым и инженерам-проектировщикам оптимизировать работу средств приземления «Федерации», чтобы повысить безопасность экипажа в аварийной ситуации.
На следующем этапе планируются испытания в гидроканале динамически подобной модели возвращаемого аппарата, которую сейчас изготавливают в Научно-производственном комплексе ЦАГИ.