Ученые ЦАГИ рассказали о новых технологиях управления сверхманевренными самолетами
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в VI Международной научно-практической конференции «Академические Жуковские чтения» в г. Воронеже. Ключевой темой обсуждения стали новые технологии управления современными боевыми самолетами в сложных условиях. Об этом сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Как происходит отработка систем управления сверхманевренными истребителями, для которых маневры с выходом на закритические углы атаки являются штатными режимами? Можно ли рассчитать траекторию полета в режиме быстрее реального времени в бортовом вычислителе самолета? На эти и другие вопросы ответили в ходе конференции ученые отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ». О технологии виртуальных полетов с помощью бортовой модели для прогноза развития летной ситуации рассказал в своем докладе начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ» Сергей Баженов. Данная методика предназначена для обнаружения неблагоприятных факторов, связанных с особенностями рельефа, атмосферными условиями, и проверки реализуемости возможных траекторий движения.
Ведущий научный сотрудник Владимир Желонкин сообщил о работе специалистов отделения по моделированию на пилотажном стенде ПС-10М ручной посадки современного истребителя на короткую полосу (до 500 метров), в том числе при сильном ветре. Эксперимент проводился в течение 2018 года, и одной из его задач была разработка информационного обеспечения летчика. «Для этого мы впервые рассмотрели использование технологии «технического зрения», когда видеокамера устанавливается снаружи, на передней стойке шасси самолета. Полученная информация выводится на монитор на приборной доске, и летчику во время посадки демонстрируется та внешняя обстановка, которую он не видит из кабины при больших углах атаки», – отметил Владимир Желонкин.
Также ученые рассказали о результатах теоретических исследований по оценке устойчивости и управляемости истребителей с отклоняемым вектором тяги – Су-30МК2, Су-35С, Су-57 и др. – на режимах сверхманевренности.
Международная научная конференция «Академические Жуковские чтения» проводится ежегодно на базе Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в г. Воронеже. Это одно из самых крупных научных мероприятий в области военной авиации, в ходе которого традиционно обсуждаются такие темы, как современное состояние и перспективы развития авиационной техники, оборудования и вооружения, подготовка военных специалистов и многое другое.
Как происходит отработка систем управления сверхманевренными истребителями, для которых маневры с выходом на закритические углы атаки являются штатными режимами? Можно ли рассчитать траекторию полета в режиме быстрее реального времени в бортовом вычислителе самолета? На эти и другие вопросы ответили в ходе конференции ученые отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ». О технологии виртуальных полетов с помощью бортовой модели для прогноза развития летной ситуации рассказал в своем докладе начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ» Сергей Баженов. Данная методика предназначена для обнаружения неблагоприятных факторов, связанных с особенностями рельефа, атмосферными условиями, и проверки реализуемости возможных траекторий движения.
Ведущий научный сотрудник Владимир Желонкин сообщил о работе специалистов отделения по моделированию на пилотажном стенде ПС-10М ручной посадки современного истребителя на короткую полосу (до 500 метров), в том числе при сильном ветре. Эксперимент проводился в течение 2018 года, и одной из его задач была разработка информационного обеспечения летчика. «Для этого мы впервые рассмотрели использование технологии «технического зрения», когда видеокамера устанавливается снаружи, на передней стойке шасси самолета. Полученная информация выводится на монитор на приборной доске, и летчику во время посадки демонстрируется та внешняя обстановка, которую он не видит из кабины при больших углах атаки», – отметил Владимир Желонкин.
Также ученые рассказали о результатах теоретических исследований по оценке устойчивости и управляемости истребителей с отклоняемым вектором тяги – Су-30МК2, Су-35С, Су-57 и др. – на режимах сверхманевренности.
Международная научная конференция «Академические Жуковские чтения» проводится ежегодно на базе Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в г. Воронеже. Это одно из самых крупных научных мероприятий в области военной авиации, в ходе которого традиционно обсуждаются такие темы, как современное состояние и перспективы развития авиационной техники, оборудования и вооружения, подготовка военных специалистов и многое другое.