Минтранс выступил против расширения аэропорта "Домодедово"

Аэропорт "Домодедово"
Фото аэропорта "Домодедово"
Аэропорт "Домодедово"
Фото аэропорта "Домодедово"

Проект радикального расширения инфраструктуры аэропорта «Домодедово» с двух до восьми взлетно-посадочных полос (ВПП) продолжает обсуждаться, но резко против него выступает Минтранс. Об этом пишет КоммерсантЪ.

Так, министр транспорта Евгений Дитрих направил в правительство проект доклада президенту РФ с критикой проекта расширения аэропорта Домодедово. Об этом говорится в письме (есть у “Ъ”) директора «Домодедово» Игоря Борисова вице-премьеру Максиму Акимову. «Проект доклада в основном воспроизводит тезисы АО МАШ»,— говорится в письме господина Борисова.

«Домодедово» предлагает к 2040 году построить дополнительно еще шесть ВПП, чтобы создать хаб для транзитных авиаперевозок между Европой и Азией. Аэропорт хочет реализовать проект в рамках концессии и вкладывать в него собственные средства, но соглашение с правительством РФ пока не подписано, и неясно, когда это произойдет. Единственный аэропорт московского авиаузла (МАУ), заключивший концессию,— Шереметьево, который обязался вложить в инфраструктуру 61 млрд руб., окупив инвестиции за 20 лет.

По данным “Ъ”, Домодедово сейчас оценивает инвестиции в свое расширение до 2040 года почти вдвое дороже, чем год назад,— в 741 млрд руб., из которых 457 млрд руб.— заемные средства. Рост стоимости связан с пересчетом в ценах соответствующих лет до 2040 года.

Евгений Дитрих, по словам источников в отрасли, в проекте доклада президенту утверждает, что инфраструктура МАУ достаточна и без расширения «Домодедово», ее пропускная способность составляет 236 млн пассажиров в год, тогда как в 2018 году пассажиропоток МАУ составил только 97 млн человек. Министр добавляет, что расширение Домодедово не согласовано со стратегией развития аэронавигационной системы РФ до 2030 года и приведет к снижению безопасности полетов. При этом расширение аэропорта создаст «дискриминационные условия» для «Шереметьево» и «Внуково».

Проект заденет и интересы «Аэрофлота», поскольку предполагает увеличение количества назначенных перевозчиков на всех направлениях из Москвы минимум до трех. Евгений Дитрих ссылается на расчеты «Аэрофлота», по которым авиакомпания будет ежегодно терять из-за этого $240 млн.

Гендиректор «Домодедово» Игорь Борисов в письме Максиму Акимову опровергает тезисы господина Дитриха. Так, он указывает, что пропускная способность МАУ не превышает 170 млн пассажиров, а после завершения всех уже одобренных проектов создания и реконструкции ВПП составит 199 млн человек. В «Домодедово» считают, что уже в 2019 году при пассажиропотоке 103 млн человек инфраструктура МАУ будет загружена на 60%, а в 2023 году этот уровень превысит 70%. При этом в письме отмечается, что в отрасли рекомендуется возводить инфраструктуру с плановой загрузкой в диапазоне 60–75%, а «работа за пределами 70% загрузки ведет к снижению качества». В целом Домодедово прогнозирует рост только базового (без транзита) пассажиропотока МАУ к 2040 году до 340 млн человек, исходя из прогноза Минэкономики по росту экономики РФ до 2036 года и применения среднемирового коэффициента отношения роста пассажиропотока к росту ВВП (2,31).

В письме также отмечается, что стратегия развития аэронавигационной системы до 2030 года, на которую ссылается Евгений Дитрих, не утверждена, а внедрение новой структуры воздушного пространства весной 2020 года должно повысить количество ВПО до 2,5 млн операций. В Домодедово рассчитывают, что внедрение современных практик позволит увеличить интенсивность полетов вдвое от существующего уровня к 2030 году, что «выходит далеко за границы модели развития Домодедово». Там оценивают пропускную способность воздушного пространства в МАУ в 304 млн пассажиров.