Правительство России планирует выделить аэропортам 16 млрд рублей субсидий
Метка:
Правительство предполагает выделить аэропортам субсидии в размере 16 млрд руб. для компенсации потерь из-за коронавируса, сообщают «Ведомости» со ссылкой на сотрудников четырех крупных аэропортов.
Аэропортовая отрасль вслед за авиацией практически остановилась из-за эпидемии: международные перевозки прекратились еще в конце марта, российские в апреле сократились в 20 раз по сравнению с прошлым годом. В 2019 г. российские аэропорты обслужили 221 млн пассажиров, из них 2/3, или 146 млн, на внутренних линиях. Сократить расходы пропорционально снижению трафика аэропорты не могут. 75% расходов аэропортов — условно постоянные и не зависят от пассажиропотока, рассказывал президент Международной ассоциации аэропортов (МАА) Евгений Чудновский.
16 млрд руб. на всю отрасль — это крайне мало, говорят все собеседники издания. Только во II квартале отрасль получит 27 млрд руб. убытка, и то при благоприятном сценарии, по которому ограничения на перелеты начнут сниматься в июне. Если жесткие ограничения из-за эпидемии продлятся до сентября, то по итогам 2020 г. российские аэропорты понесут суммарно 61 млрд руб. убытка. Аэропорты не сокращают персонал в надежде на скорое возобновление полетов, рассказывал Чудновский. Убыток II квартала в 27 млрд руб. уже учитывает, что крупные аэропорты отправили половину персонала в простой с сохранением 2/3 зарплаты, говорил он.
Отправить в простой большее количество сотрудников нельзя, так как люди нужны для обеспечения круглосуточной работы аэропорта даже при отсутствии рейсов. На этом настаивает Росавиация из соображений безопасности, ведь каждый крупный аэропорт является запасным для других гаваней.
Сейчас чиновники обсуждают критерии распределения этих средств. Одно из предложений аэропортов — поделить их пропорционально количеству сотрудников. Есть идея также учитывать такой критерий, как остаток средств на счетах аэропорта, но все частные аэропорты против, ведь это означает перераспределение поддержки в пользу неэффективных гаваней в ущерб эффективным. Также для расчетов Росавиация просит аэропорты представить данные об их потерях от прекращения международного сообщения. Это однобокий и неверный подход, так как внутренние перелеты тоже практически остановились, хотя формально они и не запрещены, считает один из собеседников издания. Серьезная претензия к этой мере и в том, что она потребует от каждого аэропорта отдельно представлять свои расчеты и согласовывать их в нескольких министерствах, и это растянет выделение денег на неопределенный срок.
Гораздо эффективнее была бы немонетарная мера, например, снижение единого социального налога (ЕСН) для всей отрасли с 27,8 до 7,6%, — она легко и быстро принимается, легко администрируется. По данным МАА, такое снижение ЕСН позволит за 36 месяцев всей отрасли покрыть убыток в 27 млрд руб.
Аэропортовая отрасль вслед за авиацией практически остановилась из-за эпидемии: международные перевозки прекратились еще в конце марта, российские в апреле сократились в 20 раз по сравнению с прошлым годом. В 2019 г. российские аэропорты обслужили 221 млн пассажиров, из них 2/3, или 146 млн, на внутренних линиях. Сократить расходы пропорционально снижению трафика аэропорты не могут. 75% расходов аэропортов — условно постоянные и не зависят от пассажиропотока, рассказывал президент Международной ассоциации аэропортов (МАА) Евгений Чудновский.
16 млрд руб. на всю отрасль — это крайне мало, говорят все собеседники издания. Только во II квартале отрасль получит 27 млрд руб. убытка, и то при благоприятном сценарии, по которому ограничения на перелеты начнут сниматься в июне. Если жесткие ограничения из-за эпидемии продлятся до сентября, то по итогам 2020 г. российские аэропорты понесут суммарно 61 млрд руб. убытка. Аэропорты не сокращают персонал в надежде на скорое возобновление полетов, рассказывал Чудновский. Убыток II квартала в 27 млрд руб. уже учитывает, что крупные аэропорты отправили половину персонала в простой с сохранением 2/3 зарплаты, говорил он.
Отправить в простой большее количество сотрудников нельзя, так как люди нужны для обеспечения круглосуточной работы аэропорта даже при отсутствии рейсов. На этом настаивает Росавиация из соображений безопасности, ведь каждый крупный аэропорт является запасным для других гаваней.
Сейчас чиновники обсуждают критерии распределения этих средств. Одно из предложений аэропортов — поделить их пропорционально количеству сотрудников. Есть идея также учитывать такой критерий, как остаток средств на счетах аэропорта, но все частные аэропорты против, ведь это означает перераспределение поддержки в пользу неэффективных гаваней в ущерб эффективным. Также для расчетов Росавиация просит аэропорты представить данные об их потерях от прекращения международного сообщения. Это однобокий и неверный подход, так как внутренние перелеты тоже практически остановились, хотя формально они и не запрещены, считает один из собеседников издания. Серьезная претензия к этой мере и в том, что она потребует от каждого аэропорта отдельно представлять свои расчеты и согласовывать их в нескольких министерствах, и это растянет выделение денег на неопределенный срок.
Гораздо эффективнее была бы немонетарная мера, например, снижение единого социального налога (ЕСН) для всей отрасли с 27,8 до 7,6%, — она легко и быстро принимается, легко администрируется. По данным МАА, такое снижение ЕСН позволит за 36 месяцев всей отрасли покрыть убыток в 27 млрд руб.