МАА хочет привлечь авиакомпании к выплатам компенсаций владельцам недвижимости на приаэродромных территориях


Аэропорты предпринимают очередную попытку избежать выплаты компенсаций владельцам недвижимости, которая окажется в границах приаэродромных территорий. Международная ассоциация аэропортов (МАА) предлагает переложить часть бремени на авиакомпании, заставив их заплатить за шумозащитные мероприятия. Об этом пишет КоммерсантЪ.

МАА настаивает на том, чтобы авиакомпании приняли участие в покрытии затрат, связанных с установлением границ приаэродромных территорий (ПАТ). Ассоциация направила в Аналитический центр (АЦ) при правительстве предложение соответствующим образом изменить проект постановления Минтранса о порядке определения границ ПАТ. Сейчас этот проект рассматривается в АЦ. Проект требует, чтобы именно операторы аэропортов компенсировали материальный ущерб владельцам недвижимости на ПАТ.

Формально такая обязанность аэропортов возникла еще в 2017 году, но компенсации не выплачивались, поскольку границы ПАТ не определены. Самая большая подзона ПАТ — седьмая, ее границы должны быть определены по уровню шума от самолетов. Объем компенсаций прямо зависит от размера ПАТ, но для крупных аэропортов может составить десятки миллиардов рублей.

МАА предлагает разделить седьмую подзону на два контура. В контуре «А», который предложено определять исходя из эквивалентного уровня шума в 45 децибел, можно будет разрешить эксплуатацию существующего жилья и других объектов при условии проведения шумозащитных мероприятий. При этом новое жилье строить будет нельзя. В контуре «Б», расположенном ближе к аэродрому (максимальный уровень шума 60 децибел), предлагается запретить даже уже начатое строительство. По мнению МАА, возмещать убытки правообладателям объектов должен собственник аэродрома, то есть государственное ФГУП АГА. А плату на проведение шумозащитных мероприятий предлагается взимать с авиакомпаний, включив ее в сбор за взлет-посадку.

Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин объяснил газете, что это один из вариантов решения проблемы. «Мы считаем, что расходы на создание шумозащитной инфраструктуры и компенсации собственникам недвижимости на приаэродромных территориях должны нести все участники процесса. На наш взгляд, было бы логично создать фонд, который, в частности, формировали бы ГК по ОрВД и авиакомпании. Возможно, стоит предусмотреть и бюджетную составляющую, которая будет поступать из федерального или регионального бюджетов»,— сказал он.

В ассоциации считают, что оператор аэропорта, который выступает арендатором принадлежащей государству аэродромной инфраструктуры, не должен нести бремя расходов после окончательного установления границ ПАТ, так как не является их выгодоприобретателем.