Суд не привлек "Аэрофлот" к субсидиарной ответственности по обязательствам "Трансаэро"

Boeing 737-800 авиакомпании "Трансаэро"
© Алексей Кондратов, AVIA.RU
Boeing 737-800 авиакомпании "Трансаэро"
© Алексей Кондратов, AVIA.RU

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отклонил заявление конкурсного управляющего ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» о привлечении ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, говорится в определении суда. Об этом сообщает РАПСИ.

Доводы и обстоятельства, на которые ссылается конкурсный управляющий Алексей Белокопыт, ранее уже неоднократно им заявлялись, проверялись и отклонялись вступившими в законную силу судебными актами по нескольким спорам. В частности, действия в период с сентября по октябрь 2015 года осуществлялись «Аэрофлотом» для выполнения ранее принятых обязательств «Трансаэро», с целью пополнения оборотных средств должника для осуществления перевозок пассажиров «Трансаэро», в том числе на оплату заправки воздушных судов, обслуживания самолетов, пассажиров и экипажей в аэропортах, предотвращения полной остановки деятельности «Трансаэро» и причинения еще больших убытков, заметил арбитраж.

В определении суд отметил, что ПАО «Аэрофлот» ни в рамках корпоративных отношений, ни в рамках любых иных отношений никогда не являлось лицом, контролирующим «Трансаэро».

В октябре 2020 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти удовлетворил заявление конкурсного управляющего «Трансаэро» о привлечении бывшего гендиректора компании Александра Бурдина к субсидиарной ответственности по обязательствам авиаперевозчика. Размер субсидиарной ответственности будет определен по окончания расчетов с кредиторами авиакомпании.

Как заметил суд, Бурдиным с 16 ноября 2015 года по 13 сентября 2017 года были совершены действия, существенно ухудшившие финансовое состояние «Трансаэро» и создавшие условия для дальнейшего значительного роста диспропорции между стоимостью активов должника и размером его обязательств. Также суд указал «на наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями Бурдина по уклонению от передачи документов, материальных ценностей должника и невозможностью удовлетворения требований кредиторов».

Кроме того, в суде находится на рассмотрении заявление ВТБ о взыскании 249,2 миллиарда рублей с основателя должника Александра Плешакова, экс-председателя совета директоров Ольги Плешаковой и матери основателя.

Арбитраж 13 сентября 2017 года признал «Трансаэро» банкротом. Авиакомпания оказалась не в состоянии обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами, по некоторым оценкам, около 250 миллиардов рублей. Компания не осуществляет полеты с 26 октября 2015 года.

Александр Бурдин являлся главой «Трансаэро» с конца 2015 года до сентября 2017 года и возглавлял авиакомпанию уже после отзыва у перевозчика летной лицензии. Мещанский суд Москвы 28 августа 2018 года избрал ему меру пресечения в виде заочного ареста. Из оглашенных материалов дела следует, что Бурдин объявлен в международный розыск. Также ему заочно предъявлено обвинение в совершении преступлений по части 2 статьи 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат более двух месяцев), части 4 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере) и части 2 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).

По версии следствия, экс-глава авиакомпании совершил растрату свыше 1,3 миллиарда рублей и полностью не выплачивал зарплаты сотрудникам «Трансаэро» свыше двух месяцев. Вследствие чего задолженность почти семи тысячам работникам авиакомпании составила не менее 400 миллионов рублей. Бурдин себя виновным в инкриминируемых преступлениях не признает. Кроме того, Савеловский суд Москвы в августе 2020 года приговорил к 5,5 годам колонии общего режима бывшего арбитражного управляющего «Трансаэро» Михаила Котова по делу о хищении имущества авиакомпании на сумму свыше 1 миллиарда рублей. Экс-управляющий признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 201 УК РФ.

В суде установлено, что Котов совершил преступные действия (бездействие), в результате которых было растрачено имущество авиакомпании на сумму свыше миллиарда рублей. Также он сфальсифицировал ряд документов с целью сокрытия корыстных преступлений, совершенных в соучастии с бывшим гендиректором «Трансаэро» Бурдиным.