Производитель SuperJet оценил необходимые авиапрому кредиты в 4,15 трлн рублей


Российская авиационная промышленность нуждается в кредитах общим объемом до 4,15 трлн руб. для производства и поставки авиакомпаниям около 1099 гражданских пассажирских самолетов МС-21, SuperJet 100 и Ил-114 до 2035 года. Об этом заявил на международной конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ» вице-президент корпорации «Иркут» Кирилл Будаев, пишет РБК.

По словам Будаева, такой объем выпуска российских самолетов, по прогнозам, будет востребован рынком. «Большой вызов для нас с учетом поставки 1100 самолетов доступ к финансированию. Чтобы профинансировать этот объем самолетов нам необходимо 4,15 трлн рублей кредитных денег для организации поставок и сдачи в лизинг такого парка. Это суммы огромные», — сказал он.

Он отметил, что эти деньги будут работать на всю экономику. «У авиапрома большое макроэкономическое плечо, которое отражается на вкладе в ВВП и на вкладе в бюджет по трем критериям — прямым, косвенным и индуцированному эффекту. Это плечо составляет на 1 вложенный рубль порядка 8 рублей консолидированно. Поэтому программа до 2035 года сгенерит макроэкономике суммарно около 11 трлн руб.», — пояснил Будаев.

Однако ясности с источниками финансирования пока нет, добавил он. Основные лизингодатели сейчас — это госбанки или госкомпании, поскольку «на рынке такой объем средств не найти». Однако, чтобы обеспечить конкурентоспособность, лизинговая ставка должна быть дотируемой, отметил топ-менеджер.

Он также рассказал об улучшении эксплуатационных показателей самолетов SuperJet, которые выпускает корпорация «Иркут». Из 155 выпущенных самолетов 128 эксплуатируются в российских авиакомпаниях, а 27 — за рубежом. По его словам, сейчас Superjet обеспечивает более половины пассажирооборота самолетов регионального класса в России. Их средний налет составляет 9 часов в сутки, исправность всего парка — на уровне 83%, у лучших самолетов налет в месяц поднялся до 300 часов. Эти показатели позволяют Superjet держаться на уровне конкурентов в этом классе.

В 2018 году средний налет самолетов SuperJet, по данным закрытой статистики Росавиации, составил 109 ч в месяц, 3,6 ч в сутки.

Новый российский ближнемагистральный самолет Ил-144 совершил первый полет в декабре 2020 года. Его сертификацию планируют завершить в 2022 году, а с 2023 года — начать его серийные поставки перевозчикам. «Новый самолет особенно актуален для нашей страны: он не требователен к уровню оборудования аэродромов, приспособлен к эксплуатации в суровых условиях Севера, Сибири, Дальнего Востока и благодаря оптимальной вместимости салона может стать базовой машиной для развития региональных перевозок», — сказал тогда Сергей Чемезов, гендиректор ГК «Ростех», в состав которой входят «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина.

Начало серийного производства среднемагистрального лайнера МС-21 несколько раз переносилось. Последний раз — из-за санкций США против Объединенной авиастроительной корпорации и «Ростеха». В результате под запретом оказался ввоз композитных материалов для крыла. Как рассказал глава «Ростеха» Сергей Чемезов, производство композитных материлов для крыльев лайнера уже наладили в России, новые консоли уже поступили на завод-изготовитель. Сертификация МС-21 ожидается в конце 2021 года.