Airbus с партнерами показали, как сократить расход топлива и снизить выбросы CO2 при парном полете самолетов в едином воздушном пространстве
Два самолета Airbus A350 совершили первый трансатлантический парный полет (Fello’fly) в регулируемом воздушном пространстве. Лайнеры пролетели на расстоянии трех километров друг от друга из Тулузы, Франция, до международного аэропорта Монреаль-Трюдо в Канаде. В результате полета удалось снизить выбросы СО2 на 6 тонн: это означает, что в перспективе авиакомпании могут экономить более 5% топлива на дальнемагистральных рейсах при такой схеме полета.
«Заключительный демонстрационный» испытательный полет состоялся 9 ноября 2021 года с участием двух испытательных самолетов A350, MSN1 и MSN59, первый из которых был ведущим, а второй – ведомым. Это стало возможным благодаря системам управления полетом разработки Airbus, которые безопасно размещают ведомый самолет в восходящем следе ведущего самолета, что позволяет снизить тягу двигателя и сократить расход топлива. Крупные перелетные птицы, например, гуси, используют похожий принцип, выстраиваясь в полете в отчетливую V-образную формацию.
«Этот полет – очевидное доказательство того, что наша компания целенаправленно следует стратегии по декарбонизации. Он показывает, что отраслевое сотрудничество – ключ к достижению этой цели. Этот проект получил мощную поддержку авиакомпаний-партнеров Airbus, служб управления воздушным движением и регулирующих органов. Вполне вероятно, к середине 2020-х годов такая практика будет применяться на всех пассажирских рейсах. Представьте себе потенциальные возможности практики парных полетов, если бы она была распространена по всей отрасли!» - отметила Сабина Клауке, технический директор Airbus.
Пилоты авиакомпаний-партнеров Airbus – SAS Scandinavian Airlines и Frenchbee – присутствовали на борту в качестве наблюдателей. Полет стал возможен благодаря сотрудничеству с организациями по управлению воздушным движением и поставщикам навигационных услуг (DSNA (Direction des Services de la navigation aérienne – Агентство управления воздушным движением), NATS (National Air Traffic Control Services – британский поставщик навигационных услуг), NAV CANADA (канадский поставщик навигационных услуг), Eurocontrol (Евроконтроль – Европейская организация по безопасности воздушной навигации) и IAA (Irish Aviation Authority – ирландская служба гражданской авиации) при поддержке DGAC (Directorate General for Civil Aviation – Генеральный директорат гражданской авиации), которые вместе доказали, что технология полета с использованием энергии вихревого следа ведущего самолета может применяться без ущерба для безопасности. Выполненный полет также показывает, что парные полеты могут значительно улучшить экологические показатели коммерческих самолетов и способствовать достижению целей по декарбонизации авиационной отрасли в ближайшем будущем.
Следующий шаг – заручиться поддержкой властей, чтобы сертифицировать новую эксплуатационную концепцию и, в конечном итоге, позволить авиакомпаниям снизить расход топлива и выбросы CO2.
Парный полет Airbus встречали в Монреале президент совета ICAO и генеральный секретарь ICAO. Президент совета ICAO Сальваторе Скиаккитано отметил, что демонстрационный полет представляет собой «вдохновляющий пример уровня ответственности игроков отрасли в стремлении сократить авиационные выбросы». Генеральный секретарь ICAO Хуан Карлос Салазар добавил, что полет стал отражением «невероятного разнообразия инноваций в сфере воздушного транспорта, которые внедряются для того, чтобы выполнить цели отрасли по декарбонизации и сделать полеты более ответственными с точки зрения устойчивого развития».
Проект «парного полета» (Fello’fly) был запущен в 2019 году. Это демонстрационный проект, который реализуется Airbus UpNext с использованием биомимикрии – разработки и производства материалов, конструкций и систем, вдохновленных природой. Airbus UpNext – дочерняя компания Airbus и часть инновационной экосистемы Airbus, специализирующаяся на скоростной разработке новых технологий и изготовлении демонстраторов. Подразделение отвечает за оценку и совершенствование новых технологий и услуг, которые имеют потенциал стать фундаментальным технологическим прорывом.