Сергей Кузнецов рассказал об этапах создания космического комплекса "Амур" на космодроме Восточный
Генеральный конструктор Конструкторского бюро «Салют» имени В. М. Мясищева (входит в Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева Госкорпорации «Роскосмос») Сергей Кузнецов рассказал об этапах создания космического ракетного комплекса «Амур» с ракетами-носителями «Ангара» на космодроме Восточный. Об этом сообщили в пресс-службе "Роскосмоса".
«Первый этап включает создание ракеты „Ангара-А5“ и модернизированной „Ангара-А5М“ на традиционных компонентах топлива — керосин и жидкий кислород. Благодаря новым технологиям и использованию более мощных двигателей планируется снизить себестоимость изготовления и увеличить их энергетические возможности», — сказал он.
По его словам, лётные испытания космического ракетного комплекса «Амур» первого этапа включают три пуска с космодрома Восточный: одной ракеты «Ангара-А5» и двух «Ангара-А5М».
«Однако в настоящее время Госкорпорацией „Роскосмос“ рассматривается возможность включения в комплекс „Амур“ ракеты „Ангара-1.2“, так как на коммерческом рынке есть большой интерес к запуску космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. В связи с этим программу лётных испытаний ракет „Ангара“ на космодроме Восточный могут скорректировать», — пояснил Сергей Кузнецов.
Второй этап предусматривает создание ракеты «Ангара-А5В» с кислородно-водородной третьей ступенью.
«Это примерно в 1,5 раза поднимет грузоподъемность и обеспечит некий профицит по массе выводимой полезной нагрузки для тех космических аппаратов, которые изначально ориентированы на „Ангару-А5М“. В дальнейшем этот профицит можно использовать для того, чтобы создать версию ракеты „Ангара-А5В“ с возвращаемой первой ступенью», — сказал Сергей Кузнецов.
Он отметил, что на подготовительных стадиях к эскизному проектированию космического ракетного комплекса «Амур» второго этапа (сам проект защищённом в декабре 2021 года), были рассмотрены варианты ракетно-динамической посадки связки из пяти универсальных ракетных модулей и самолётной посадки первой ступени, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ракетно-динамический вариант пока выглядит более предпочтительным. Одно из мест посадки ступени предполагается на побережье Татарского пролива с последующей перевозкой водным транспортом.
«Возможность технической реализации подтверждена нашими отраслевыми институтами. Единственный вопрос, который необходимо решить, это экономика», — пояснил Сергей Кузнецов.
Первый пуск ракеты «Ангара-А5В» с космодрома Восточный намечается в конце 2028 — начале 2029 года. При этом в варианте с одноразовой первой ступенью её грузоподъёмность составит 37 т на низкую околоземную орбиту, а с многоразовой — около 25 т, что будет соответствовать возможностям «Ангары-А5М».