Росавиация заявляет об отсутствии фактических доказательств несоответствия воздушных судов российских авиапредприятий требованиям ICAO
В октябре 2021 года на Конференции высокого уровня Международной организации гражданской авиации (ICAO) по COVID-19 делегации государств-участников выразили единогласную поддержку принятой Декларации по обеспечению восстановления, жизнеспособности и устойчивости авиации после глобальной пандемии COVID-19, обязуясь объединить общие усилия для скорейшего преодоления кризисного спада деятельности авиационного сектора. Об этом сообщает Росавиация.
Однако уже через четыре месяца, в конце февраля 2022 года, ряд недружественных государств, в том числе США и ЕС, отбросили в сторону общепризнанные акты и принципы международного воздушного права. Ради достижения конкретных политических целей приняты решения, ставящие систему мировых воздушных сообщений, основанную на положениях Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция), под угрозу фрагментации и разрушения.
В частности: закрыто для полетов российских воздушных судов воздушное пространство в пределах территорий указанных иностранных государств; проведено одностороннее расторжение договоров о лизинге более 700 воздушных судов, арендованных за рубежом российскими эксплуатантами, с одновременным приостановлением для этих судов действия сертификатов летной годности; 21 российская авиакомпания бездоказательно внесена ЕС в «черный список» авиакомпаний, которым запрещен или ограничен доступ на территорию государств-членов ЕС; Федеральное авиационное управление США безосновательно понизило рейтинг безопасности полетов для авиакомпаний России.
Предпринятые в одностороннем порядке действия явились прямым отступлением этих государств от ключевых принципов и базовых основ Чикагской конвенции, заключающихся в обеспечении полного уважения прав всех государств-членов ICAO и справедливых для каждого из них возможностей использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.
В этой связи авиационными властями Российской Федерации приняты ответные «зеркальные» меры, связанные с лишением операторов этих стран права на выполнение полётов в Россию и через Россию, в том числе по оптимальным трассам системы транзитных и кроссполярных маршрутов между Европой, США и Юго-Восточной Азией.
Решения властей гражданской авиации Бермуд и Ирландии по девальвации сертификатов летной годности арендованных российскими авиаперевозчиками воздушных судов стали фактическим отказом этих властей от контроля над воздушными судами и ответственности за соблюдение соответствующих положений Чикагской конвенции. При этом каких-либо нарушений со стороны российских эксплуатантов воздушных судов международных или национальных авиационных правил обеспечения безопасности полетов не выявлено.
Следует отметить, что эти решения стали дополнительным стимулом для российских авиакомпаний и перевод регистрации в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации основного флота авиакомпаний Российской Федерации, запланированный на начало 2023 года, осуществлен в более короткие сроки.
Перевод воздушных судов в Госреестр гражданских воздушных судов России осуществляется в строгом соответствии с национальным законодательством и Чикагской конвенцией (статьи 18 «Двойная регистрация», 19 «Национальное законодательство, регулирующее регистрацию» и 21 «Уведомление о регистрации»).
При этом государственная регистрация воздушных судов не ограничивается исключительно вопросами летной годности воздушных судов. Она определяет ответственность государства регистрации за соблюдение международных правил полетов и стандартов подготовки авиационного персонала. Указанные правила и стандарты соблюдались и продолжают соблюдаться Российской Федерацией в полной мере и соответствуют, в частности, положениям статьи 21 «Уведомление о регистрации» главы III и положениям статей 29 «Документация, имеющаяся на воздушном судне», 33 «Признание удостоверений и свидетельств» главы V Чикагской конвенции, регулирующих регистрацию воздушных судов и сопутствующие им действия и документирование.
Таким образом, при регистрации воздушных судов в российском реестре исключается снижение уровня безопасности полетов на основе гарантий ответственности государства регистрации, которым теперь является Российская Федерация.
Российские авиационные власти отвергают любую выражаемую от имени иностранных государств озабоченность в отношении безопасности полетов российских воздушных судов и заявляют об отсутствии фактических доказательств несоответствия воздушных судов российских авиапредприятий требованиям ICAO.
Подтверждая приверженность принципам и целям Чикагской конвенции, Федеральное агентство воздушного транспорта заявляет о своей открытости и готовности к вступлению в продуктивный двухсторонний переговорный процесс по устранению сложившейся конфронтации на основе взаимопонимания и уважения прав и обязательств, вытекающих из членства государств в Международной организации гражданской авиации.