НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" определил приоритетные проекты гражданской авиационной техники нового поколения
НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) продолжает научно-исследовательские работы по формированию обликов перспективных образцов авиационной техники следующего поколения, сообщает пресс-служба Центра.
Обеспечение самостоятельной разработки, производства, технического обслуживания и ремонта авиационной техники (АТ), а также ее компонентов, является критически важными для обеспечения национальной безопасности, а в совокупности с повышением комплексной безопасности АТ, снижением ее вредного воздействия на окружающую среду, а также сокращение стоимости транспортных и иных авиационных работ и услуг и обеспечение приемлемых себестоимости и длительности разработки, производства, технического обслуживания и ремонта российской АТ – являются основными целями развития технологий в области гражданского авиастроения, заявил первый заместитель генерального директора Центра Василий Шапкин в ходе выступления на всероссийском инвестиционном сабантуе «Зауралье-2022» в Сибае Республики Башкортостан.
Главными вызовами для гражданской авиации нового поколения сегодня являются радикальное снижение воздействия на окружающую среду до 100% к 2050 году, снижение уровня шума на 15-20 EPNdB относительно существующих норм, сокращение выбросов углекислого газа на 25-50% и ежегодное снижение потребления топлива на 1.4-2%, а также повышение безопасности полетов с получением результата исключающего погибших в авиационных происшествиях к 2030 году, согласно определенных ИКАО целей.
«На текущий момент уровень технологий уже не позволяет рассчитывать на значимое сокращение удельного расхода топлива. Этот показатель влияет и на стоимость авиаперевозок, и на выбросы вредных веществ. Дать адекватный технологический ответ на вызовы для гражданской авиации мы можем исключительно лишь при переходе к новым видам силовых установок – электрическим и гибридным, а также начиная применять топливо из возобновляемого сырья. Эти же новые типы силовых установок позволяют совершить прорыв и в области снижения уровня шума. Разработка этих направлений дополнит технологическую суверенизацию в авиастроении», - отметил Василий Шапкин.
В результате исследований Центра были выделены приоритетные проекты гражданской авиационной техники нового поколения, которые позволят качественно улучшить характеристики перспективной гражданской авиационной техники. Кроме того, в Центре разработана методология системной интеграции технологий в рамках комплексных научно-технологических проектов (КНТП), которые позволяют вовремя довести до высокого уровня готовности технологий все необходимые технологии, увязав их в рамках целостных обликов перспективных объектов, что в целом решает проблему существующей разрозненности НИР, тормозящей создание того научно-технического задела, который промышленность сможет внедрять эффективно и с приемлемыми рисками.
Василий Шапкин подчеркнул, что по итогам проведенных Центром исследований были сформированы три стратегически значимых КНТП – сверхзвукового гражданского самолета, магистральных и региональных самолетов с гибридными силовыми установками и на водородном топливе, и скоростных винтокрылых летательных аппаратов новых схем. В рамках этих проектов также предусмотрены «сквозные» проекты – по электрическим и гибридным силовым установкам, и по интеллектуальным авиационным системам.
«В нашем Центре проводятся большие и серьезные исследования по этим прорывным КНТП. Однако, для того чтобы получить более значимые результаты, нам необходимо на государственном уровне определить новые механизмы государственных инвестиций, направленных на поддержание и развитие инженерной инфраструктуры научных центров в обеспечение создания прорывных проектов в области гражданского авиастроения, нормативно закрепить использование только отечественных технологий, программного обеспечения, оборудования, агрегатов и компонентов при создании высокотехнологичной гражданской продукции, в том числе использующей технологии искусственного интеллекта, а также определить место и роль прикладной науки в создании научно-технического задела для высокотехнологичных отраслей экономики России, в том числе определить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование и координацию прикладных научных исследований», - подчеркнул первый заместитель главы Центра.