Аэропорт Астаны разрабатывает мастер-план развития до 2050 года
Трудности, испытанные во время пандемии COVID-19, подтолкнули аэропорт Астаны к поиску и развитию новых, неавиационных источников дохода. В частности, разрабоана концепция развития предприятия, которая предусматривает трансформацию воздушной гавани в многофункциональное предприятие со своими СЭЗ, центрами мультимодальных грузовых перевозок и обслуживания е-commerce, учебным центром по подготовке авиаперсонала, новым кэйтеринговым центром и др. Об этом сообщает пресс-служба Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
По информации первого зампреда правления АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев», на основе концепции опытными специалистами Международной ассоциации гражданской авиации (IATA) разрабатывается мастер-план развития аэропорта до 2050 года, до ноября текущего года планируется закончить работу.
«Мастер-план будет включать в себя поэтапное планирование использования земельных участков, строительства, параметров и технологических схем новых объектов инфраструктуры – второй ВПП, перрона, терминалов, ангаров, боксов, а также необходимых ресурсов, в том числе спецтехники и персонала. На основе данного мастер-плана в дальнейшем будет разработан долгосрочный бизнес-план развития компании», сообщил Даулет Хамзин.
Также он отметил, что одним из приоритетных направлений работы аэропорта станет развитие грузовой инфраструктуры и расширение карго-терминалов. Идеальное географическое расположение аэропорта снижает расходы грузовых авиакомпаний при перелетах из Китая в Европу, а предложенные конкурентоспособные цены на наземное обслуживание и авиатопливо служат дополнительным стимулом для привлечения транзитных рейсов из других аэропортов и стран.
«Нужно отметить, что у нас лучшая наземная инфраструктура и техоборудование в Центральной Азии, которые позволяют быстро и качественно обслуживать рейсы. Взлетно-посадочная полоса аэропорта – одна из лучших в регионе. Она соответствует категории IIIА ICAO и позволяет принимать и выпускать все типы воздушных судов практически в любую погоду», добавил Хамзин.
В основном транзитные грузовые рейсы выполняются на большегрузных самолетах, и им требуется большой объем заправки. Уникальная система заправки воздушных судов в столичном аэропорту сокращает затраты времени на предполетные процедуры и позволяет ускоренно обслуживать авиакомпании. К примеру, заправка 100 тонн топлива для большегрузного лайнера занимает всего 30-40 минут.
«Этими преимуществами мы привлекли новых клиентов, которые помогли нам выйти из кризиса. Сейчас наш аэропорт обслуживает более 3 тысяч грузовых транзитных рейсов в год. До пандемии эта цифра не достигала даже 50», рассказал представитель руководства предприятия.
Вместе с тем, для успешной диверсификации доходов аэропорту необходимо получить права на управление землей и развитие инфраструктуры за счет концессии. Современный тренд в деятельности аэропортов во всем мире – расширение неавиационных доходов за счет правильного управления земельными ресурсами и инфраструктурой. До 40% доходов аэропорты получают от использования земель на основе договоров концессии в аэропортах и долгосрочной аренды объектов инфраструктуры.
«В Казахстане земельными участками в аэропортах управляют акиматы. Необходимо ввести понятие концессии в аэропортах и передать им право распоряжения землей. Это станет драйвером привлечения частных инвестиций в инфраструктуру аэропортов», считает Даулет Хамзин.