Авиакомпанию Utair могут заставить вернуть в бюджет 4,6 млрд рублей выплаченных субсидий
Авиакомпания Utair может не получить субсидии за перелеты внутри страны. По соглашению с Росавиацией перевозчик претендовал на 4,6 млрд рублей и большую часть уже получил. Однако Utair не выполнила условия: пассажирооборот компании по РФ не достиг 60% от уровня 2021 года при минимуме в 72%. Международный пассажирооборот Utair при этом вырос почти на 300%. Теперь Utair, согласно условиям правительства, предстоит вернуть уже полученные деньги, но неясно, насколько авиакомпания способна это сделать. Об этом пишет "Коммерсантъ".
Как выяснило издание, Utair может столкнуться с необходимостью вернуть субсидии на перелеты внутри страны из-за концентрации на зарубежных перевозках. Речь идет о субсидиях за полеты в апреле—октябре в размере 100 млрд рублей, которые Росавиация распределила между 32 авиакомпаниями. На 10 ноября, по данным Минфина, перечислено 90,9 млрд рублей. Исходно Utair (ПАО «Ютэйр») должна была получить 6,9 млрд рублей, а ее дочерние структуры в малой авиации и вертолетных перевозках — еще 32 млн и 4,7 млн рублей соответственно. Но в сентябре Росавиация вычла 2,3 млрд рублей и перераспределила их в пользу других перевозчиков. Как подтвердили в Utair, компания получила большую часть из 4,6 млрд руб.: «Мы получили субсидии за период апрель—сентябрь, готовим документы за октябрь».
Но, как выяснил "Коммерсантъ", Utair не выполнила условия субсидии: согласно постановлению правительства 761, минимальный налет по стране должен составить 72% от уровня апреля—октября 2021 года, а у Utair он не достигает 58%.
По статистике Росавиации, общий пассажирооборот на внутренних линиях (с учетом субсидируемых рейсов) Utair с апреля по сентябрь составляет 57% от тех же месяцев 2021 года (3,821 млрд пассажиро-километров против 6,886 млрд). Сегмент малой авиации — дочернее АО «Ютэйр» (летает на самолетах «Ан») — показал снижение всего на 13,5%, но его пассажирооборот составляет лишь 31,5 млн пассажиро-километров. Данных по вертолетному сегменту нет, но объем перевозок там незначителен.
В действительности цифра меньше 57%, поскольку из нее нужно вычесть налет по другим субсидируемым программам (в частности, Utair получает средства из бюджета за региональные перевозки). Наверстать отставание за октябрь невозможно: по данным источника “Ъ” в Минтрансе, в октябре пассажиропоток Utair в годовом выражении снизился на 30%. По мнению источника издания в отрасли, чтобы выполнить условия, в октябре «Utair пришлось бы вдвое увеличить парк и летать только внутри страны».
Между тем перевозчик осенью продолжил наращивать международную программу, увеличив в сентябре число рейсов из регионов в Баку, а с октября запустив дополнительный рейс из Грозного в Дубай. Utair начала активно усиливать международное присутствие с лета: пассажирооборот на рейсах за рубеж вырос с 210% год к году в апреле до 380% на пике в августе, а в целом за апрель—октябрь — на 290%. Utair была в числе первых компаний, сумевших увеличить число международных рейсов после санкций, выкупив 27 самолетов у лизингодателей и сняв их с регистрации Бермуд. Всего в парке, согласно реестру Росавиации, 46 Boeing 737 и 767 и 15 турбовинтовых ATR-72.