Авиакомпания "Якутия" разобрала два из четырех полученных от ГТЛК Superjet 100
Авиакомпания «Якутия» разукомплектовала два из четырех Superjet 100 (SSJ100), полученных в лизинг от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Лизингодатель планирует их забрать, а договоры аренды воздушных судов, находящихся не в состоянии летной годности, расторгнуть. Об этом пишет Forbes со ссылкой на газету "Ведомости".
По словам одного из собеседников издания, знакомого с итогами проверки состояния самолетов, которую провели специалисты ГТЛК и независимый технический эксперт, самолеты каннибализировали (разобрали до нерабочего состояния) более года назад. На самолетах отсутствуют маршевые силовые установки и ряд других ключевых агрегатов, отметил источник. Представитель ГТЛК подтвердил, что из четырех переданных в аренду самолетов SSJ100 «два находятся в неисправном состоянии и разукомплектованы».
Представители ГТЛК после проверки обратились к производителю — предприятию «Иркут» (ОАК) и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) за экспертной оценкой. В компаниях заявили, что в условиях санкций со стороны ЕС и США восстановить каннибализированные суда «не представляется возможным». Российско-французская компания PowerJet прекратила выпускать и обслуживать двигатели SaM146 для SSJ100 в марте, а российский двигатель ПД-8 производства «ОДК-Сатурн» пока не прошел сертификацию.
В 2020 году на одном из SSJ 100, эксплуатируемых «Якутией», потребовалась замена стекла в кабине пилотов, напомнил собеседник. По его словам, авиакомпания решила выполнить работы своими силами — самолет залило дождем. «В ходе проверки в кабине экипажа были обнаружены следы воды и большое количество неидентифицированных крепежных элементов», — рассказал источник. Своевременные меры по восстановлению летной годности тогда не были приняты эксплуатантом, а дальнейшее нарушение условий хранения и неконтролируемый демонтаж агрегатов усугубили ситуацию, добавил он.
Сразу после одобрения расторжения договоров аренды с авиакомпанией на корпоративном уровне ГТЛК запустит процесс изъятия этих судов у «Якутии», сказали источники газеты. По словам собеседника, близкого к ГТЛК, такие радикальные меры принимаются только, «когда нас ставят в безвыходную ситуацию». Представитель ГТЛК подтвердил, что договоры аренды воздушных судов, находящихся не в состоянии летной годности, планируются к расторжению. По его словам, задолженность «Якутии» перед ГТЛК достигла уже 1,6 млрд руб., текущие платежи авиакомпания осуществляет частично. При этом авиакомпании в 2021–2022 годах были выделены субсидии из регионального бюджета в размере около 2 млрд рублей: 1,5 млрд рублей на поддержание летной годности судов и 500 млн на возмещение затрат по лизинговым платежам, отметил собеседник.
«Проблемы в данном случае на стороне авиакомпании», — заявил представитель «Ростеха», отказавшись от дополнительных комментариев. В октябре 2021 года Минпромторг и ГТЛК уже грозили изъять у «Якутии» SSJ 100.