Роман Гусаров: Переход на отечественное ПО в авиации - вопрос стратегической безопасности

Гусаров Роман Владимирович, руководитель портала AVIA*RU Network
Гусаров Роман Владимирович, руководитель портала AVIA*RU Network

С 1 ноября 2022 года, согласно постановлению Правительства РФ, все авиакомпании страны перешли на отечественные автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок. О том, какие риски связаны с использованием зарубежных IT-систем в российской гражданской авиации, как происходил переход авиакомпаний на отечественное ПО и почему Аэрофлот получил за это премию "Время инноваций", рассказал авиационный эксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Об этом пишет ИА PrimaMedia.

Он подчеркнул, что современные IT-системы играют очень важную роль в авиационной отрасли современной России.

"Те объемы авиаперевозок, количество воздушных судов, численность персонала, продажи авиабилетов были бы совершенно невозможны, если бы мы до сих пор, условно говоря, выписывали билеты на бумаге, работали бы с персоналом через отдел кадров, а самолеты бы обслуживали по каким-то журналам учета. Поэтому современные IT-системы занимают очень большую долю работы внутри каждой авиакомпании. Аэрофлот является IT-флагманом, причем не только в своей отрасли: это одна из ведущих компаний по IT-технологиям в стране. Раньше им приходилось многие продукты приобретать у зарубежных поставщиков, провайдеров, и эта зависимость была, можно сказать, критична. Особенно в сегменте продажи авиабилетов. Поскольку это производилось через глобальные мировые системы дистрибуции. После начала СВО и введения санкций многие зарубежные провайдеры стали отказываться от сотрудничества с нашими авиакомпаниями — где-то под внешним нажимом и даже против их собственного желания. Ведь для зарубежных компаний российский IT-сегмент — это немалая часть бизнеса. Но им пришлось. И нам тоже пришлось принимать меры", — говорит Роман Гусаров.

Эксперт отмечает, что переход на отечественное ПО — это неизбежный процесс, который давно назрел и подготовка к нему шла еще задолго до обострения геополитической ситуации.

"Даже если бы не было санкций, нам бы все равно пришлось переходить на отечественные технологии, потому что это вопрос безопасности. В любой момент нас могли бы просто отключить от этих систем. Тогда авиакомпании не просто не смогли бы продать ни одного билета, но даже не посадить ни одного пассажира в самолет. Ведь даже на внутрироссийских рейсах регистрация проходила через эти мировые системы. Это значит, что информация уходила куда-то за рубеж и только перед самым полетом авиакомпания получала списки пассажиров. Перевозчик до последнего момента не знал, кого он повезет. Таким образом, зарубежные провайдеры одномоментно могли просто "отключить рубильник" и парализовать всю гражданскую авиацию страны. Поэтому переход на отечественные системы — это вопрос стратегической безопасности отрасли. Он должен был решиться", — сообщил Гусаров.

Он также напомнил, что использование зарубежного ПО не давало гарантии сохранения личной информации о пассажирах, так как за границей не работает закон РФ о защите персональных данных.

Роман Гусаров признал, что сложившаяся ситуация поставила перед авиакомпаниями непростую задачу: процесс, на который обычно уходит порядка 6-12 месяцев, нужно было провести в действительно сжатые сроки. На помощь пришли уже готовые российские разработки. Так, Группа "Аэрофлот" выбрала для своих авиакомпаний ("Аэрофлот", "Россия" и "Победа") автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок Leonardo, созданную компанией "Сирена-Трэвел" в партнерстве с госкорпорацией "Ростех". Систему внедрили в работу компании уже в последних числах октября. Реализованный IT-проект Аэрофлот выставил на суд жюри престижной премии "Время инноваций — 2022" и завоевал первое место в номинации "Транспорт и машиностроение. Противодействие санкциям и импортозамещение".

"При существующих масштабах Аэрофлота я могу сказать, что они совершили маленький подвиг. При этом не допустив сбойных ситуаций. Группа Аэрофлот совершает сотни рейсов ежедневно, но они без остановки своей деятельности перешли на новую платформу. Это сопоставимо с тем, что вам поставили задачу во время езды на велосипеде перепрыгнуть на другой велосипед. И еще не факт, что второй велосипед точно едет, надо его еще поднять, подхватить и поехать. В данном случае премия "Время инноваций" — заслуженная и имеет формат в том числе и моральной поддержки авиакомпании и ее специалистов", — подчеркнул эксперт.

По словам Романа Гусарова, эта премия демонстрирует, что вопреки нынешней непростой ситуации и ожиданиям зарубежных чиновников, Аэрофлот продолжает работать и показывать высокие результаты, занимать лидерские позиции в области внедрения, применения и развития инновационных решений.