В СибНИА прошли летные испытания демонстратора крыла скоростного самолета для перевозок на местных воздушных линиях
В ноябре 2022 года ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») заверешен второй этап комплексных исследований в обеспечение создания технологической платформы отечественных самолетов для скоростных перевозок на местных и внутрирегиональных воздушных линиях (МВЛ). Об этом сообщает пресс-служба СибНИА.
В рамках исследований в отделении аэродинамики и динамики полета проведены работы по оптимизации высоконесущего и ламинаризированного крыльев с применением средств управления обтеканием легкого скоростного самолета МВЛ с максимальной скоростью полета до 750 км/ч. По результатам испытаний модель летающей лаборатории с модифицированным крылом показала более высокие (на 15…20%) несущие свойства по сравнению с моделью летающей лаборатории с базовым крылом.
В отделении статической и усталостной прочности проведены исследования с целью выбора конструкционных материалов для типовых и особо ответственных элементов конструкции планера и механических систем самолета МВЛ. Выполнены исследования по применению бионических структур силовых конструктивных элементов планера, которые показали, что масса оптимизированных конструкций из композитных материалов ниже массы оптимизированных цельнометаллических вариантов при сохранении коэффициентов запаса прочности и устойчивости.
Для повышения ресурсных характеристик конструкции скоростных самолетов МВЛ в отделении сопровождения создания, испытаний, эксплуатации и ремонта авиационной техники разработаны методы моделирования эквивалентов коррозионно-климатических воздействий при ресурсных испытаниях материалов, элементов конструкций и натурных изделий и методы оценки технического состояния планера. Разработаны технологии обеспечения заданного ресурса соединений композиционных и металло-композиционных материалов, выполнен выбор типов соединений и силового крепежа для особоответственных элементов конструкции легких скоростных самолетов МВЛ.
В отделении по разработке авиационной техники спроектированы и на опытном производстве изготовлены элементы отсека фюзеляжа легкого скоростного самолета с широким применением клеевых соединений для его последующей сборки и испытаний на прочность для последующей сборки и изолированных статических испытаний данного отсека в 2023 году.
С целью разработки новых методов испытаний и повышения безопасности эксплуатации скоростных самолетов МВЛ в отделении статической и усталостной прочности разработан метод проверки уровня восстановления характеристик силовых композиционных конструкции после проведения ремонта при типовых эксплуатационных повреждениях. Создан и отработан демонстратор универсального многоканального стенда комплексного нагружения для исследования прочности самолетов МВЛ. Проведены экспериментальные исследования с использованием акустической эмиссии, акустоупругости и тензометрии для проверки дефектов и напряжений в металлических и композиционных образцах.
В рамках текущего этапа исследований в отделении по разработке авиационной техники совместно с летно-исследовательской базой (ЛИБ) выбрана проектная компоновка установки демонстратора крыла легкого скоростного самолета для МВЛ на летающую лабораторию на базе самолета Л-29.
Опытным производством и ЛИБ выполнено изготовление и монтаж этого демонстратора крыла на летающую лабораторию.
В отделении статической и усталостной прочности проведены наземные прочностные испытания этого крыла.
ЛИБ успешно выполнены летные испытания летающей лаборатории в рабочем диапазоне скоростей, которые подтвердили улучшение несущих свойств и взлетно-посадочных характеристик по сравнению с самолетом Л-29 оснащенным базовым крылом.
В 2023 году планируются работы по доработке демонстратора крыла путем установки средств активного управления обтеканием с последующим проведением его летных испытаний. В целом полученные результаты являются основой для создания перспективных легких скоростных самолетов для перевозок на местных и внутрирегиональных воздушных линиях.