В МАИ разрабатывают самолет для исследования Марса
Ученые Московского авиационного института разрабатывают беспилотный самолет для исследования Марса. Работы ведутся специалистами института № 1 «Авиационная техника» совместно с коллегами из Индии. Об этом сообщает AVIA.RU.
"Идею создания аппарата предложил доцент кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ Джахид Гуереш. Она появилась после того, как первый полет американского вертолета Ingenuity на Марсе открыл совершенно новую эпоху в исследовании других планет, — рассказывает соавтор проекта, старший преподаватель института № 1 «Авиационная техника» МАИ Елена Карпович. — Летом 2021 года мы подали заявку на грант Российского научного фонда вместе со специалистами по вычислительной гидроаэродинамике из университета технологий города Харагпур. Нашими конкурентами были более чем 300 команд из России и Индии. Одобрение получили проекты 25 из них, и мы оказались среди счастливчиков.
Беспилотный самолет имеет ряд преимуществ перед вертолетом. Самолет с фиксированным крылом может быть оснащен более легкой силовой установкой и за счет этого иметь большую грузоподъемность и дальность полета.
Сейчас ученые произвели расчет самолета нормальной схемы с силовой установкой, состоящей из воздушного винта и электродвигателя. Он сможет осуществить однократный, но длительный полет продолжительностью около 8 часов и дальностью примерно 1200–1400 км. Размах крыла самолета составит 3,2 м, а его масса — 4,3 кг. При этом беспилотник сможет взять на борт около 1 кг полезной нагрузки, а его крейсерская скорость будет не менее 42 м/с.
Также рассматривается схема конвертоплана. Такой аппарат сможет взлетать вертикально и осуществить несколько полетов. Для конвертоплана могут оказаться эффективными коробчатая схема крыла и распределенная силовая установка на базе четырех небольших винтов для создания тяги и управления. Испытания весовой модели с коробчатым крылом уже проводятся в дозвуковой аэродинамической трубе МАИ.
Алгоритм спуска капсулы с беспилотником в атмосфере Марса пока находится в работе.
"В настоящий момент я могу дать ориентировочные данные, — говорит Елена Карпович. — Ракета подлетает к орбите Марса, капсула высвобождается из головного обтекателя на высоте примерно 500 км над поверхностью и начинает спуск. На высоте 120 км скорость капсулы составляет 21 тыс. км/ч! Капсула спускается до высоты примерно 11 км, где срабатывает система, выпускающая тормозные парашюты. Они уменьшают скорость капсулы до 60 м/с, и наш аппарат выскальзывает из неё в определенном положении".
В настоящее время коллектив ведет переговоры с компанией, которая занимается проведением испытаний различного оборудования в стратосфере. На высоте 30 километров над землей плотность и давление атмосферы примерно те же, что и на поверхности Марса. Уже в конце 2024 года ученые рассчитывают испытать демонстратор в условиях, приближенных к эксплуатационным.