ГТЛК запланировала продажу 37 "застрявших" за границей Boeing и Airbus
Находящиеся за границей 37 самолетов зарубежных дочерних компаний Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) могут быть проданы, рассказал гендиректор GTLK Europe Роман Лядов в интервью газете «Ведомости». Об этом пишет РБК.
По словам Лядова, всего в собственности трех зарубежных структур ГТЛК сейчас 74 самолета. Из них 37 находятся в России и продолжают эксплуатироваться российскими авиакомпаниями. Еще 37 самолетов «частично заблокированы» за рубежом, 90% из них находятся в Европе. Большинство — это Boeing 777 и 737, среди неэксплуатируемых воздушных судов также есть Airbus 321, 320 и 319, уточнил он.
«Неэксплуатируемые самолеты могут быть проданы. Мы рассматриваем несколько сценариев, включая и этот. В первую очередь мы исходим из того, что актив должен сохранять свою стоимость и генерить доход. Самолеты, во-первых, стоят не все, во-вторых, они востребованы», — указал Лядов.
Из 37 неэксплуатируемых лайнеров четыре находятся в финансовом лизинге (с правом выкупа у авиакомпании), по остальным подписаны договоры операционной аренды. Сейчас ведутся переговоры о продаже самолетов с тремя лизинговыми компаниями, на реализацию сделки может уйти несколько месяцев, добавил Лядов.
«Сегодня мы находимся в диалоге со всеми лизингополучателями как по воздушному флоту, так и по морским судам, есть «дорожная карта» по каждому активу. У нас уже есть позитивные кейсы по выкупу морских судов уже после введения санкций с получением всех необходимых лицензий», — заключил гендиректор GTLK Europe.
В конце февраля Евросоюз ввел запрет на продажу самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям. В связи с этим крупнейшие зарубежные авиапроизводители Boeing и Airbus прекратили техподдержку российских авиаперевозчиков. На тот момент в России более 80% самолетов были импортными.
Кроме того, из-за ограничений иностранные компании стали требовать у отечественных авиаперевозчиков вернуть взятые в лизинг самолеты. По этой причине авиакомпании приостанавливали полеты за рубеж — там воздушные суда могли арестовать. Росавиация сообщала, что договоры лизинга расторгались в одностороннем порядке. В ответ российские власти разрешили принудительно, без разрешения собственников перерегистрировать эти самолеты в России.
В декабре «Коммерсантъ» со ссылкой на главу департамента гражданской авиации Бермуд (BCAA) Томаса Данстана сообщил, что спустя полгода после введения санкций российские авиакомпании сняли с регистрации в бермудском реестре и перерегистрировали в России 201 самолет зарубежного производства. По его словам, в прошлом году на 13 марта в реестре насчитывался 721 самолет, эксплуатируемый российскими авиакомпании, тогда как на начало декабря — 520.