В Росавиации подвели итоги работы отрасли за 2022 год и поставили задачи на 2023 год
10 марта 2023 состоялось итоговое расширенное заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта. Об этом сообщает AVIA.RU со ссылкой на данные Росавиации.
В заседании приняли участие представители Контрольного управления Президента Российской Федерации, Счетной Палаты Российской Федерации, Генпрокуратуры России, Минтранса России, Минпромторга России, МЧС России, МВД России, Росавиации и территориальных управлений Росавиации, федеральных органов исполнительной власти и региональных властей, а также руководители авиапредприятий и аэропортов. Заседание проведено в очном формате и в режиме видеоконференции.
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько выступил с докладом на тему: «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта за 2022 год, основных задачах на 2023 год и среднесрочную перспективу».
В своем докладе Александр Нерадько отметил, что весь 2022 год отечественная гражданская авиации работала в условиях беспрецедентных санкций, идущих вразрез с положениями международного воздушного права и основными принципами Чикагской конвенции. «Именно поэтому результаты работы, которые достигли организации нашей гражданской авиации в условиях санкционного давления, весьма впечатляющие», - подчеркнул руководитель Росавиации.
Количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями по итогам 2022 года, составило более 95,21 млн пассажиров, при этом 82% - перевозки на внутренних авиалиниях. Удалось сохранить международное авиасообщение и по состоянию на 10 марта 2023 года прямое авиасообщение осуществляется с 34 иностранными государствами. Международные пассажирские рейсы выполняют 14 российских авиакомпаний в 22 государства и полеты в Российскую Федерацию выполняют 53 иностранные авиакомпании из 27 государств. При этом и российские, и иностранные авиакомпании постоянно ведут работу по расширению географии полетов.
В 2022 году продолжилась реализация программ субсидирования, направленных на обеспечение доступности перевозок для наших граждан. По программе субсидирования региональной маршрутной сети (постановление 1242) 23 авиакомпаниями перевезено более 2,7 млн пассажиров по 446 маршрутам. Также по программе обеспечения доступности воздушных перевозок (постановление 215) более 1,7 млн пассажиров воспользовались льготными перевозками, которые выполняли 12 авиакомпаний по 118 маршрутам. По программе обеспечения перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа (постановление 1172) перевезено 355 тыс пассажиров, полеты выполнялись девятью авиакомпаниями.
Руководитель Росавиации в своем докладе особо подчеркнул, что именно благодаря принятым Президентом России и Правительством России решениям о государственной поддержке с целью нивелирования санкций, авиакомпании и аэропорты смогли в 2022 году планомерно продолжить свою деятельность. Гражданская авиация получила 174,2 млрд рублей государственной поддержки. Представленные авиакомпаниям субсидии не допустили роста стоимости билетов для населения и сохранили условия для доступности авиаперевозок. Меры государственной поддержки были оказаны 11 аэропортам юга и центральной части России, они позволили сохранить квалифицированный персонал аэропортов. Удалось стабилизировать финансовое состояние и обеспечить бесперебойную работу национального провайдера аэронавигационных услуг - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
В 2022 году Росавиацией в целях сохранения самолетного парка проведен значительный объем работ по оперативному переводу воздушного флота российских авиакомпаний в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации. В марте – декабре 2022 года перерегистрировано 647 самолетов иностранного производства 30-ти авиакомпаний. При регистрации воздушных судов в российском реестре исключается снижение уровня безопасности полетов на основе гарантий ответственности государства регистрации, которым теперь является Российская Федерация. На сегодня парк воздушных судов российских авиакомпаний, ранее зарегистрированных в реестрах иностранных государств, обеспечен сертификатами летной годности. В декабре 2022 года завершен основной этап выдачи сертификатов летной годности на воздушные суда российских авиакомпаний.
Александр Нерадько отдельно проинформировал о мерах, принимаемых Росавиацией и ее территориальными органами с целью повышения уровня безопасности полетов, обеспечения авиационной и транспортной безопасности. В том числе мероприятиях по модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. В 2022 году завершилась работа по созданию региональных центров Единой системы организации воздушного движения, которая была начата в 2009 году. Сейчас 14 региональных центров обеспечивают безопасное обслуживание воздушного движения от Камчатки до Калининграда с двумя океаническими секторами – Магадан и Северо-Запад, вместо 104 центров. Работа по модернизации будет продолжена.
Руководитель Росавиации также остановился на реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. За счет средств федерального бюджета завершены мероприятия в аэропортах: Бегишево (Нижнекамск), Домодедово (Москва), Оссора, Зея. Завершена реконструкция аэропорта Великий Устюг. С учетом предложений Росавиации Минтрансом России подготовлена государственная программа «Строительство» по реконструкции 63 региональных аэропортов до 2027 года.
В 2023 году за счет средств федерального бюджета продолжается реконструкция аэродромов Чара, Грозный, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск, Бодайбо, Магадан, Мирный. Начнутся мероприятия по реконструкции в аэропортах Архангельск и Мурманск. За счет внебюджетных средств продолжается строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово).
В текущем году авиационным ведомствам и аэропортовому сообществу также следует сосредоточиться на завершении работ по установлению приаэродромных территорий, обратив особое внимание на 6 и 7 подзоны. В связи с изданием новых правил установления данных подзон Росавиацией проводится работа по урегулированию имеющихся проблемных вопросов с Роспотребнадзором, Минприроды России и Минюстом России.
При выполнении Росавиацией в 2022 году сертификационных работ приоритетное внимание уделялось перспективной отечественной авиационной технике. В конце декабря Росавиация выдала одобрения главных изменений в типовую конструкцию самолета МС-21, связанных с установкой российского двигателя ПД-14 и крыла из композиционных материалов отечественного производства. Получено одобрение в части расширения возможности эксплуатации самолета МС-21 при низких температурах. Эта работа — основа для последующего импортозамещения всех агрегатов самолета с тем, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский самолет и начать его серийное производство.
Также в 2022 году велись работы по сертификации SSJ-95NEW-100 (импортозамещенная версия), Ил-114-300, ТВРС-44 «Ладога», ЛМС-901 «Байкал» с двигателями и воздушными винтами отечественной разработки, а также модификаций вертолетов: Ансат, Ми-171А2, Ка-32А11М, и Ка-226Т «Альпинист». Данные работы будут продолжены в 2023 году.
Для защиты национальных интересов, обеспечения летной годности и безопасности эксплуатации иностранных воздушных судов Росавиацией в 2022 году одобрено 16 отечественных предприятий в качестве разработчиков модификаций иностранной авиационной техники и ее компонентов в соответствии с федеральными авиационными правилами. Данные организации получили право проводить модификации иностранных воздушных судов, направленные на поддержание летной годности в соответствии с установленной международной практикой. Ожидается дальнейшее увеличение количества отечественных разработчиков модификаций, а также наращивание компетенций уже одобренных организаций – для этого ведется совместная с Минпромторгом России работа.
Руководитель Росавиации обозначил и проблемные вопросы, связанные с недофинансированием ряда направлений деятельности Росавиации. В частности, необходимо выделение средств федерального бюджета на обновление материально-технической базы учебных заведений семи федеральных казенных предприятий, которые обеспечивают функционирование аэродромной сети Дальнего Востока и Арктической зоны, поисково-спасательных баз. Необходимо включение в нормативные затраты учебных заведений гражданской авиации расходов, учитывающих отраслевую специфику, и выделение соответствующих дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию образовательных программ подготовки летных специалистов. По этим направлениям будет продолжена работа с Минфином России, Минпросвещения России и Минобрнауки России.
В завершение Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько поблагодарил участников расширенного заседания коллегии и в их лице коллективы организаций гражданской авиации, также специалистов взаимодействующих организаций и федеральных органов исполнительной власти, за слаженную и сплоченную работу, которая осуществлялась в 2022 году.
В текущем году Росавиация продолжит работу, направленную на поддержку авиационных предприятий, вынужденных функционировать в условиях санкционного давления. «Уже более двух лет, начиная с пандемии, мы мобилизованы и работаем в сложных условиях. Результаты нашей совместной работы показывают, что потенциал у наших авиапредприятий большой. Это позволит нам доказать, что никакие санкции не остановят развитие нашей отрасли и мы продолжим двигаться вперед,» - подвел итог руководитель Росавиации.
Основные итоги деятельности Росавиации, задачи на 2022 год и среднесрочную перспективу содержатся в официальном докладе, который ранее был рассмотрен и одобрен Общественным советом при Росавиации.