ВЭБ отложил модернизацию до vip-версии возвращенного ирландской авиакомпанией SSJ
Госкорпорация ВЭБ.РФ восстановила летную годность одного из шести SSJ 100, от которых в 2019 году отказался единственный европейский эксплуатант — ирландская авиакомпания CityJet. Об этом пишет Forbes со ссылкой на издание «Коммерсантъ».
ВЭБ.РФ, по данным собеседников газеты в отрасли, планирует модернизировать восстановленный борт в vip-версию, но столкнулся со сложностями.
Ирландская авиакомпания CityJet в 2015 году заказала 15 самолетов SSJ 100. Получив семь машин, она отказалась от проекта из-за проблем с обслуживанием самолета и нехваткой запчастей. Статус седьмого самолета неизвестен, пишет газета. По словам ее источников, ВЭБ хотел переделать «Суперджет» в vip-версию для своих нужд.
Держателем дополнительного сертификата, по которому установлены пассажирские кресла под CityJet, — Supplemental Type Certificate (STC), выданного в EASA, по словам источников, остается иностранное юрлицо. Внести изменения через Росавиацию в такой документ невозможно. Госкорпорация до решения проблем с документами передала самолет в коммерческое управление авиакомпании «Азимут».
В монофлоте этого перевозчика SSJ стал девятнадцатым. По данным Flightradar24, самолет начал выполнять регулярные рейсы в декабре. В ливрею «Азимута» борт перекрашен не будет: компания продолжит эксплуатировать SSJ в интересах ВЭБ.РФ после его конвертации в бизнес-джет, рассказали собеседники издания. В «Азимуте» и ВЭБе от комментариев отказались.
Производитель SSJ — «Иркут» (входит в ОАК) не ответил на вопросы газеты. В 2021 году он предлагал корпорации выкупить шесть самолетов. Тогда они принадлежали специально созданной для сделки с CityJet компании RJ Leasing, которую профинансировал ВЭБ. По словам собеседников издания на рынке, «Иркут» планировал восстановить летную годность самолетов и передать их эксплуатирующим SSJ компаниям. ВЭБ.РФ «интереса к сделке не проявил», отметил один из них. Другой собеседник газеты в отрасли сказал, что «вопрос не был важным для госкорпорации».
Сейчас, уверяет источник, самолеты не подлежат восстановлению: «их поддержкой эти четыре года не занимались, а для проведения всех необходимых форм обслуживания потребуются слишком большие ресурсы». ВЭБ.РФ, по словам собеседников газеты, вышел из диалога о судьбе SSJ в 2022 году. В одной из крупных авиакомпаний сказали, что самолеты могли бы заинтересовать перевозчиков c небольшим флотом для региональных или зарубежных рейсов.
В двух авиакомпаниях сообщили, что рассмотрели бы предложение при адекватной стоимости и гарантиях со стороны производителя поддержать летную годность самолетов. «Вопрос в цене вывода самолетов из консервации», — отметил один из собеседников в авиакомпаниях. По мнению источника на рынке, самолет может стать «подспорьем для полетов за рубеж в условиях санкций». Источники в отрасли напомнили, что в 2021 году обсуждалась возможность создания на базе шести возвращенных из Ирландии самолетов «аналога специального летного отряда "Россия"».