Михаил Погосян: Прототип сверхзвукового самолета второго поколения можно ожидать к 2040 году
Россия имеет все необходимые ресурсы и навыки для создания сверхзвукового пассажирского самолета II-го поколения. По оценкам экспертов, он может появиться уже к 2040 году. Общение с экспертами состоялось на площадке Московского авиационного института — участника Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук» — в рамках Десятилетия науки и технологий и реализации национального проекта «Наука и университеты». Об этом сообщает AVIA.RU.
НЦМУ «Сверхзвук» — консорциум научных и образовательных организаций, инициатором и координатором которого является Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. Проект реализуется при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Основная задача, которая была поставлена перед российскими инженерами и учеными, — достижение качественно новых летно-технических, экологических и акустических показателей сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения за счет решения фундаментальных научно-технических проблем сверхзвукового полета, а также обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне в области исследований таких перевозок.
Как рассказал ректор МАИ Михаил Погосян, первый прототип нового сверхзвукового пассажирского самолета может появиться в промежутке 2035–2040 годов. По его словам, технологически есть все возможности для создания такого аппарата, но решать будет рынок.
"Если мы говорим о бизнес-авиации, то потребность в таких самолетах составляет примерно 600 штук. Такого рода прорывные проекты появляются на фоне бурного развития экономики. Здесь больше ограничений связано не с технологиями. Самыми критическими частями являются: силовая установка самолета, экономика полета и расход топлива", — пояснил ректор МАИ.
Он также отметил, что проект «Сверхзвук» направлен на разработку фундаментальных основ проектирования сверхзвукового самолета нового поколения. Например, полет самолета «Конкорд» на сверхзвуковой скорости был запрещен над сушей из-за слишком высокой силы звукового удара. Также остро встают экологические вопросы, связанные с эмиссией двигателей.
"Ключевой проблемой сверхзвуковых самолетов II-го поколения является их экономическая эффективность. В рамках НЦМУ создана большая команда, сейчас реализуется достаточно много проектов, и МАИ принимает в них активное участие", — добавил Михаил Погосян.
У России есть все необходимые компетенции и накопленный опыт для создания сверхзвуковых самолетов гражданского назначения. Такое мнение высказал генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачев. По его словам, первыми пользователями таких судов будут частные лица, после чего технология будет масштабирована на авиакомпании.
"Более 50 лет назад был создан Ту-144, который в 1968 году совершил первый полет. Это был первый сверхзвуковой пассажирский самолет во всем мире. Сейчас технологии ушли вперед, разрабатываются новые материалы, схемы, проектируются новые двигатели. Понятно, что о появлении полноценного сверхзвукового пассажирского самолёта в ближайшие годы речи не идет. Сначала технология, на мой взгляд, пройдет апробацию на тех, для кого «время — деньги». Это будет частный и правительственные секторы, для которых максимально важно в короткие сроки добраться в нужную точку", — сказал он.