Налет двигателей, установленных на самолетах SSJ 100 коммерческих перевозчиков, за год вырос почти на треть
Налет двигателей SaM-146, установленных на самолетах SSJ 100, с марта 2022 по март 2023 вырос на 27% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Об этом пишет Forbes со ссылкой на издание «Коммерсантъ».
Согласно данным Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), собранным от восьми коммерческих авиакомпаний, у наиболее активных эксплуатантов SSJ налет приблизился к показателям популярных западных самолетов, отмечает газета. В среднем, среднемагистральные Airbus А320 и Boeing 737–800 у российских компаний летают по 10–11 часов в сутки. Согласно отчету ОДК, у «ИрАэро» ежемесячный налет SSJ вырос на 12,5% год к году и составил почти 305 часов (10,1 часа в сутки), у Red Wings — на 58%, до 285 часов в месяц (9,5 часа в сутки). «Азимут» увеличил налет на 7,5%, до 264 часов в месяц (8,8 часа в сутки), «Якутия» — на 58%, до 231 часа в месяц (7,7 часа в сутки).
В среднем, половина компаний нарастила налет SSJ до 8–9 часов в день.При этом крупнейший эксплуатант SSJ — «Россия» (входит в «Аэрофлот») — показал крайне низкий налет в 3,8 часа в день.
Активная эксплуатация самолетов означает ускоренное исчерпание ресурсов до капитальных ремонтов. Часть авиакомпаний, использующих SSJ, оценивает оставшееся до капремонтов время в три-четыре года, другие перевозчики дают один-два года до приостановки полетов, а третьи рассчитывают на продление ресурса.
Глава совета директоров «Азимута» Павел Удод подтвердил данные по налету авиакомпании, но уточнил, что высчитывался только фактический налет. Он назвал «лукавством» учет времени регламентных работ в общей статистике налета. Унифицированной оценки ресурса всего парка SSJ быть не может, сказал Удод. По его словам, ОДК активно занимается программой поддержки действующего парка SaM-146. «Азимут» ведет учет ресурсов и график будущих ремонтов двигателей, добавил он, но остановок флота не ожидает.
В «России» отметили, что налет SSJ авиакомпании «составляет необходимые для бесперебойного выполнения производственной программы часы». Средняя продолжительность полетного цикла (время между включением и выключением двигателей) у «России» выросла примерно на 20%, почти до двух часов, что связано с увеличением дальности рейсов.
В пресс-службе «Иркута» сообщили, что в 2022 году налет парка самолетов SSJ 100 в летных часах увеличился на 37,5% по отношению к 2021 году. В этих данных учтен также парк госавиации: СЛО «Россия», МЧС, Росгвардии. «Количество авиационных инцидентов, вызванных конструктивно производственными недостатками, за аналогичный период снизилось на 8%», — уточнили в пресс-службе «Иркута». В ОДК сказали, что показатели налета двигателей SaM-146 «находятся на высоком уровне и продолжают расти». В середине апреля Росавиация одобрила «Иркуту» главное изменение типовой конструкции SSJ-100, повысив общий назначенный ресурс самолета до 15 000 полетов и 25 000 летных часов в пределах назначенного срока службы.
В Red Wings сказали, что при сохранении авиакомпанией намеченных планов по наработке двигателей — около 1200 летных циклов в год — оставшегося ресурса до ремонта двигателей и замены компонентов с ограниченным сроком службы хватит примерно на четыре года. Компания планирует продолжать эксплуатацию текущими темпами «с незначительным снижением показателей налета в четвертом квартале 2023 года». Близкий к «Аэрофлоту» источник отметил, что в «России» не планируют «ни снижать, ни наращивать» средние показатели налета SSJ. Собеседники газеты в отрасли полагают, что «экономное использование» флота позволит «России» сохранить его дольше.