ЦИАМ провел обучение специалистов «Космических транспортных систем» по обеспечению прочностной надежности авиадвигателей
В Учебном центре Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») прошли обучение по программе повышения квалификации 14 специалистов ООО «Космические транспортные системы», участвующих в работах по обеспечению летной годности авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) иностранного производства. Об этом сообщает AVIA.RU.
Программа курса «Испытания для подтверждения прочностной надежности авиационного ГТД и его деталей» состояла из 25 лекций, посещения испытательной базы ЦИАМ и зачета.
Институт не случайно был выбран площадкой для обучения. Специализированный Исследовательский центр ЦИАМ «Динамика, прочность, надежность» продолжает многолетние традиции знаменитой в России и мире научной школы прочности. Специалисты Центра обладают набором уникальных компетенций в области прочности и надежности авиационных двигателей, в том числе при оптимизации конструктивно-технологических решений. Фундаментальные исследования сочетаются с практикой двигателестроения, комплексным подходом к решению прикладных задач проектирования и прочностной доводки конструкций при тесном взаимодействии со специалистами ОКБ, профильных НИИ, серийных заводов и эксплуатантов авиационной техники.
За последние годы была значительно модернизирована экспериментальная база прочностных исследований ЦИАМ, введены в эксплуатацию уникальные испытательные стенды и оборудование. Стали значительно шире использоваться тонкие физические исследования для анализа механизмов повреждения и разрушения конструкций и развития усталостных трещин.
В течение семи дней интенсивной работы слушателям был представлен обширный и уникальный по содержанию материал, разработанный под кураторством заместителя генерального директора – директора ИЦ «Динамика, прочность, надежность», д.т.н. Юрия Ножницкого. Упор в подготовке курса был сделан на решение практических задач с использованием опыта института.
"Прочностные испытания часто являются не только наукой, но и искусством, – говорит Юрий Ножницкий. – В ЦИАМ мы не рассматриваем испытания отдельно от расчетов и физических исследований. При решении сложнейших вопросов обеспечения прочностной надежности двигателей только комплексный подход может принести успех".
Ученые-практики рассказали слушателям об основных задачах и тенденциях развития прочностных испытаний авиационных ГТД, их деталей и узлов; об определении характеристик конструкционной прочности металлических сплавов и формировании банка данных по конструкционной прочности сплавов; об особенностях квалификации композиционных материалов для ГТД, о подтверждении ресурса авиадвигателей и их критических по последствиям разрушения деталей, в т.ч. с учетом дефектов.
Много внимания было уделено экспериментальным исследованиям многоцикловой усталости деталей ГТД, в том числе усталостным испытаниям, экспериментальному определению частот и форм собственных колебаний деталей; тензометрированию деталей, определению запасов вибрационной прочности, подтверждению отсутствия флаттера и др. Коллег-инженеров посвятили в тонкости испытаний статорных и роторных конструкций, в том числе на разгонных стендах; рассказали о требованиях, предъявляемых к испытаниям неподвижных и вращающихся деталей ГТД по подтверждению стойкости к попаданию посторонних предметов, включая крупную птицу. Отдельные лекции были посвящены испытаниям редукторов, зубчатых колес и подшипников.
В рамках программы группа посетила испытательные площадки ЦИАМ в Москве и в Тураево. Завершилось обучение сдачей итогового зачета и получением удостоверения о повышении квалификации.