Казахстан ввел месячный запрет на импорт российского авиатоплива
Казахстанская железная дорога (КТЖ) ввела месячный конвенционный запрет на перевозку керосина и авиатоплива со всех станций Российских железных дорог (РЖД) на все станции Казахстана, следует из факсограммы дирекции совета по железнодорожному транспорту стран—членов СНГ (ЦСЖТ). Отмечается, что запрет вводится по обращению КТЖ от 8 июня. Об этом пишет РБК.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу компании "Казахстанские железные дороги" (КТЖ), запрет связан с избытком импортного топлива в республике.
"С 14 июня по обращению Министерства энергетики Республики Казахстан введен конвенционный запрет на ввоз авиакеросина железнодорожным транспортом из Российской Федерации. Запрет будет действовать в течение месяца, при улучшении ситуации будет отменен", - говорится в сообщении.
Отмечается, что такое решение обусловлено риском затоваривания резервуаров казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и вынужденного снижения переработки сырья на трех НПЗ в связи с избытком импорта авиакеросина из РФ и отсутствием заявок на отгрузку от авиакомпаний и аэропортов.
Позже в пресс-службе Министерства энергетики Казахстана заявили, что в связи с переизбытком импорта авиакеросина из России для нужд казахстанских аэропортов более 420 вагонов-цистерн (25 тыс. т) находятся на железной дороге вблизи города Алматы и еще более 100 вагонов (6 тыс. т) - недалеко от Астаны. "При температуре окружающей среды свыше 20-30 градусов Цельсия создается пожаро- и взрывоопасная ситуация на железной дороге. Кроме того, в связи с отсутствием заявок на отгрузку от авиакомпаний и аэропортов имеется риск затоваривания и снижения переработки НПЗ Республики Казахстан. В этой связи 8 июня министерством направлено письмо в КТЖ о введении конвенционного запрета на ввоз авиатоплива с РФ до нормализации ситуации", - пояснили в ведомстве.
В конце мая министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Марат Карабаев заявил, что республика испытывает дефицит авиатоплива, из-за чего приходится импортировать его из России. «Одним из основных сдерживающих факторов развития гражданской авиации является дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его высокая стоимость», — отмечал министр.
В том же месяце сообщалось о дефиците автомобильных бензинов в Казахстане, из-за которого республика была вынуждена сократить экспорт сжиженного углеводородного газа (СУГ). В 2022 году Россия была монопольным поставщиком этого продукта в Казахстан по железной дороге, объем составил 1,3 тыс. тонн по сравнению с 0,4 тыс. тонн годом ранее.
Оптовые цены на бензин в России за последние недели побили исторические рекорды — 9 июня цены на бензин АИ-95 преодолели отметку в 64,5 тыс. руб. за тонну на Санкт-Петербургской бирже. Бензин АИ-92 подорожал на 1,35%, до 55,98 тыс. руб. за тонну.
Существенный рост цен на АИ-92 и АИ-95 происходит на фоне продолжающихся регулярных ремонтов на российских НПЗ и планов Минфина снизить в два раза топливный демпфер — компенсацию, которую правительство платить нефтяникам за удержание внутренних цен на топливо ниже, чем при его продаже на экспорт.
9 июня газета «Коммерсантъ» сообщила со ссылкой на источники, знакомые со статистикой, что российские нефтяные компании, несмотря на западные санкции, в январе—мае 2023 года увеличили экспорт бензина на 37%, до 2,5 млн т. До этого агентство Reuters сообщало, что российское правительство рассматривает возможность введения запрета на экспорт бензина, чтобы предотвратить дефицит топлива на внутреннем рынке. После этого глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил, что власти не рассматривают вопрос о запрете экспорта бензина, но обсуждают его сокращение. В ближайшее время ведомство оценит ситуацию на топливном рынке и сделает предложения по ограничению экспорта бензина и дизельного топлива, обещал он.