«Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и iFly предварительно согласовали выделение средств на приобретение самолетов у западных лизингодателей
Три авиакомпании — «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и iFly — предварительно согласовали с Минтрансом выделение средств ФНБ на приобретение самолетов у западных лизингодателей. Об этом пишет Forbes со ссылкой на «Коммерсантъ».
Как отмечает издание со ссылкой на источник в Минтрансе, «Аэрофлот» согласовал выкуп 18 самолетов ирландской AerCap, «Уральские авиалинии» — 19 бортов различных собственников, iFly — три Airbus A330 от американской Air Lease Corporation.
18 среднемагистральных самолетов «Аэрофлота» могут стоить до 53 млрд рублей, 19 Airbus «Уральских авиалиний» до 33 млрд рублей, три А330 iFly до 10 млрд рублей, оценила аналитик Telegram-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова. На выкуп самолетов предусмотрено 300 млрд рублей из ФНБ, но, возможно, сейчас доступно не более 100 млрд рублей. Переоформление самолетов в российскую собственность — это возможность вывода их из реестров Бермуд и Ирландии, что позволяет летать на этих воздушных судах за рубеж. В Бермудском реестре (ВСАА) на конец июня 2023 года осталось 475 российских самолетов. Авиакомпании надеются рассчитаться с западными собственниками самолетов в рамках страхового урегулирования, которое разрешено санкциями Евросоюза.
В случае компаний из США речь может идти и о прямом выкупе, но для проведения сделки необходима лицензия американского Минфина (OFAC). Эти лицензии по большинству сделок выдавались на три месяца и действуют до конца сентября. У названных собеседником газеты авиакомпаний все готово для проведения расчетов, тогда как другие пока не завершили всех согласований. По данным источника газеты в Минтрансе, S7 не планирует «отказываться от возможности госфинансирования».
По словам другого собеседника, в заявках в Минтранс перевозчики приводят не только количество и возраст самолетов, условия сделок по которым удалось согласовать, и их стоимость, но и обоснования необходимости выкупа. Например, социальную значимость и востребованность маршрутов, на которых эти самолеты будут эксплуатироваться. Utair, по словам собеседника газеты, не смог согласовать переоформление девяти своих Boeing и «решил самостоятельно привлекать средства».
Минтранс выставил новое требование к авиакомпаниям: если они получили в 2022 году субсидии за перевозки и чистую прибыль по итогам года, то должны направить ее на финансирование сделок по выкупу самолетов. Чистая прибыль S7 за 2022 год — более 34 млрд рублей, субсидии за пассажирооборот — около 23 млрд рублей; Utair получал субсидии и закончил год с более 4 млрд рублей чистой прибыли. «Аэрофлот» получил 40,5 млрд рублей убытка по РСБУ за 2022 год.
В «Уральских авиалиниях» (13,5 млрд рублей чистой прибыли и 9,5 млрд рублей субсидии за внутренний пассажирооборот) отказались от комментариев. Связаться с iFly (690 млн рублей убытка) не удалось. Шесть самолетов перевозчика — в двойной регистрации. Многие авиакомпании изначально, по данным газеты, сомневались в необходимости оформлять все самолеты на лизинговую «НЛК-Финанс», подконтрольную Росавиации.
Условия лизинга от «НЛК-Финанс» пока неизвестны. По информации собеседника в Минтрансе, участникам встречи так и не предоставили на ознакомление проекта постановления, которое регулировало бы распределение средств, порядок расчетов или право пользования самолетами. По данным издания, такой документ существует пока только для сделок с парком «Аэрофлота».
Другие перевозчики беспокоились, что до конца сентября не успеют получить параметров договоров с лизингодателем и конкретных условий софинансирования из ФНБ. По словам другого собеседника, близкого к Минтрансу, документ уже на финальных стадиях согласования, а проекты соглашений эксплуатантов с «НЛК-Финанс» появятся после «определения порядка софинансирования сделок из госсредств».