Диагностику повреждений авиакомпозитов градом разработали в Новосибирске
Специалисты Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) разработали расчетную модель, позволяющую заглянуть "внутрь" композитных материалов самолета, находящихся под воздействием града. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу университета.
Отмечается, что в настоящее время у авиалайнеров композитные материалы могут составлять до 80%, что объясняется их прочностью по сравнению с аналогами из стали, высокой коррозионной стойкостью, надежностью и долговечностью.
Однако, если самолет попадет в градовое облако, велика вероятность того, что он может получить повреждения, и для большинства композитных структур высокоскоростные нагрузки, вызванные ударами града, являются критичными. При этом повреждение конструкций практически невозможно обнаружить визуально, поскольку могут деформироваться внутренние слои композитных материалов, в том числе связующие.
"Нами была смоделирована серия ударов с разными размерами и скоростями частиц на многослойные композитные панели. Дальнейшим направлением развития будет имитация воздействия на высокорискованные участки (носок крыла) или на всю поверхность крыла", — отмечает разработчик модели Туан Ле Вьет.
Ранее исследований по воздействию серии ударов града на композитные панели, а также по оценке остаточной прочности после удара не проводилось.
Модель применима в деятельности предприятий авиационной отрасли (научные институты, конструкторские бюро и т.д.). Ее можно использовать при проектировании конструкции летательных аппаратов, испытаниях и исследованиях прочности композитных материалов.