ЦАГИ разработал первый в России ГОСТ по тренажерной подготовке экипажа беспилотника
Специалистами Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») по заказу автономной некоммерческой организации «Аналитический центр «АЭРОНЕТ» в рамках программы Инфраструктурного центра 2.0 по направлению «Аэронет» Национальной технологической инициативы впервые разработан проект государственного стандарта «Беспилотные авиационные системы. Технические средства обучения внешнего экипажа. Общие требования». Об этом сообщает AVIA.RU.
"Использование беспилотных авиационных систем (БАС) – активно развивающееся сегодня направление, которое дает новые возможности для наращивания технологического потенциала и укрепления экономики страны. При этом ряд вопросов в сфере БАС требует правового регулирования. Один из них – подготовка пилотов, управляющих беспилотниками", — отмечается в сообщении ЦАГИ.
ГОСТ предназначен для разработчиков беспилотных авиационных систем и технических средств обучения и авиационных тренажеров. В его основу легли стандарт Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization – ISO) 23665:2023 «Беспилотные авиационные системы (UAS). Подготовка персонала, занятого эксплуатацией БАС», Федеральные авиационные правила по подготовке внешних пилотов-испытателей и рекомендации по лицензированию внешнего экипажа беспилотного воздушного судна (БВС) Международного комитета авиационных властей по разработке нормативных документов в области БАС (JARUS).
«Подготовкой пилотов БВС сегодня занимаются самые разные организации – от коммерческих предприятий, производителей беспилотников, до вузов, разрабатывающих учебные программы по новым направлениям развития авиационной техники. Поэтому мы инициировали создание государственного стандарта на основе существующих правил и нормативов в части обучения внешних экипажей беспилотных летательных аппаратов, с учетом особенностей применения беспилотных авиационных систем в РФ», – рассказал начальник сектора научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ФАУ «ЦАГИ» Марк Овсянников.
Внешний пилот должен иметь возможность в любой момент оперативно взять на себя управление беспилотным воздушным судном, в особенности – при возникновении нештатных ситуаций, связанных с отказами систем и элементов конструкции. Кроме того, эксплуатация беспилотными авиационными системами общего воздушного пространства предполагает ведение радиосвязи внешнего экипажа с органами управления движением, что также должно быть отработано в процессе подготовки.
Документ определяет уровень знаний и навыков пилота, приобретенных при подготовке по специальным учебным программам, а также общие требования к уровню имитируемых характеристик БАС. Так, ТСО должны моделировать условия видимости – осадки, туман, ветровые воздействия, грозы, турбулентность, состояние взлетно-посадочной полосы (сухая, влажная, покрытая льдом), условия обстановки, окружающей наземную станцию управления и др.
ГОСТ носит рекомендательный характер. В этом году он вошел в программу национальной стандартизации и планируется к утверждению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в 2024 году.