ГТЛК подводит итоги 2023 года
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в 2023 году полностью сфокусировалась на бизнесе в России и сохранила лидерство по объему портфеля в корпоративных сегментах рынка лизинга: водном, железнодорожном, городском пассажирском и авиатранспорте. Об этом сообщает AVIA.RU.
Компания в 2023 году реализовывала 10 программ с государственным финансированием и 4 нацпроекта с учетом включения компании в нацпроект «Беспилотные авиационные системы». А также запустила и приступила к реализации 4 инвестпроектов с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), по которым в ближайшую «пятилетку» транспортным компаниям страны будет поставлено 4,5 тыс. ед. транспортных средств общей стоимостью более 400 млрд рублей.
Такие проекты не только обновляют парки транспорта в стране, но и загружают машиностроителей долгосрочными серийными заказами, запуская кооперационную цепочку на всех стадиях строительства техники.
В этом году ГТЛК законтрактовала производство рекордного количества воздушных судов на российских авиазаводах – 125 ед. (треть от всего флота компании). Это стало возможным благодаря разработке и запуску двух проектов ФНБ.
Первый проект – по поставке 39 воздушных судов (18 самолетов и 21 вертолета) Дальневосточной авиакомпании. Второй – по поставке в льготный лизинг (ставка 2,5%) 86 вертолетов отечественного производства российским авиакомпаниям, первые 26 бортов приняты от заводов в этом году. Таким образом, ГТЛК за 3 года выберет половину от всего производства гражданских вертолетов в стране.
Также в 2023 году ГТЛК приступила к разработке нового инвестпроекта по поставке Дальневосточной авиакомпании 95 легкомоторных самолетов «Байкал» – это незаменимые самолеты в условиях ограниченности инфраструктуры.
В 2023 году ГТЛК активно включилась в процесс создания профильного нацпроекта по беспилотным авиационным системам, который станет драйвером развития отрасли. Специалисты компании способствовали формированию модели и основных принципов гражданского госзаказа на беспилотники в рамках нацпроекта.
Также ГТЛК провела работу по консолидации спроса на беспилотники и его синхронизации с возможностями производства.
Специалисты ГТЛК провели обучение по беспилотной авиации для более 900 человек – представителей бизнеса, госорганов и 66 регионов, включая новые территории. Это позволило определить оптимальные сценарии применения БАС для каждого субъекта или компании.
Важный этап – разработка программы льготного лизинга беспилотных авиационных систем, в рамках которой приобрести беспилотник можно будет по ставке от 3,5%.
В 2023 году ГТЛК поставила первые беспилотные авиационные системы в коммерческий лизинг – 24 ед., включая 6 тяжелых дронов, всего заключено контрактов на поставку в лизинг более 200 ед. БАС.
В 2023 году ГТЛК инициировала проект создания первого в России маркетплейса беспилотных авиационных систем, который позволит не только покупать беспилотники «здесь и сейчас» за деньги, но и приобретать в лизинг, в том числе льготный, или оставлять заявку на предзаказ.
Финансовая модель ГТЛК в 2023 году подтвердила свою устойчивость и эффективность. ГТЛК перевыполнила годовой план по новому бизнесу, достигнув рекордных значений показателя по объему сделок в российском периметре за всю истории компании – более 220 млрд рублей с учетом проектов ФНБ.
Активы компании превысили 1 трлн рублей, лизинговый портфель ГТЛК перевалил за отметку в 1,5 трлн рублей.
В 2023 году ГТЛК вышла на рынок замещающих облигаций, заместив все шесть выпусков еврооблигаций, эмитированных дочерними обществами в прошлые годы. По итогам года компания рассчитывает войти в топ-3 эмитентов по объему замещающих облигаций в обращении.
ГТЛК в 2023 году также вернулась на прежний уровень заимствований на финансовых рынках, что позволяет компании активно развиваться и наращивать лизинговый портфель.
В 2024 году ГТЛК пополнит парки российских компаний порядка 16 тыс. ед. новой отечественной техники. ГТЛК продолжит наращивать портфель и активы, а также станет активным игроком на финансовом рынке, что позволит обеспечить необходимый объем инвестиций в развитие.
«Нам предстоит передача первых водных судов по ФНБ-проекту, первые поставки самолетов Дальневосточной авиакомпании и первые сделки по льготному лизингу беспилотников. Приступим к реализации новых ФНБ-проектов по поставке на Дальний Восток 95 самолетов «Байкал» и по развитию речного пассажирского флота нашей страны. Чтобы новый флот было где обслуживать и ремонтировать, начнем проектирование судоремонтного комплекса в Мурманске, а масштабную стройку развернем в 2025 году. Работы предстоит много», — поделился планами на 2024 год генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.