Аэропорт Сочи запросил для себя режим «открытого неба» на три года
Аэропорт Сочи запросил для себя режим так называемого открытого неба, при котором снимаются некоторые ограничения межправительственных соглашений об авиаперевозках, сроком на три года (с 2024 по 2027 год), следует из письма Алексея Старостина, генерального директора «Аэродинамики» (владеет и управляет аэропортом Сочи). Письмо было направлено в Минтранс в конце 2023 года. Об этом пишет РБК.
«Въездной иностранный туристический поток в Сочи крайне низок, несмотря на введение в действие с 1 августа 2023 года электронной визы для въезда в Россию для иностранных граждан 55 стран», — отмечает Старостин, указывая также, что российские авиакомпании имеют ограниченные возможности по выполнению международных рейсов, а запуск новых направлений иностранных перевозчиков сдерживают межстрановые соглашения.
«Авиакомпании из стран Ближнего Востока и СНГ заинтересованы в открытии рейсов в Сочи, но со снятием ограничений по пятой «свободе воздушного пространства» и использованием Сочи в качестве транзитного пункта», — утверждает Старостин. В целом это помогло бы открыть новые международные маршруты, способствовало бы развитию конкуренции авиаперевозчиков, снижению стоимости авиабилетов и развитию въездного туризма, добавляет он.
В 2014 году в Сочи уже вводили «открытое небо», этот режим действовал до 2016 года.
Сейчас из Сочи международные рейсы выполняются в 14 стран по 19 направлениям. Это Турция, Армения, Узбекистан, ОАЭ, Израиль, Египет, Грузия, Азербайджан, Сербия, Таджикистан, Белоруссия, Казахстан, Таиланд и Киргизия. Всего из России прямым авиаперелетом сегодня можно улететь в 38 стран.
Против «открытия неба» в российских аэропортах традиционно выступают российские авиакомпании. В пресс-службе российского Минтранса сообщили, что считают инициативу преждевременной: «Введение режима «открытого неба» в Сочи может негативно сказаться на транспортной доступности данного направления для российских граждан». Ведомство старается развивать авиасообщение с иностранными государствами, но безусловным приоритетом является развитие внутреннего туризма, отметили в пресс-службе. Там также пояснили, что аэропорт Сочи является крупным хабом юга России, «по сути, обеспечивающим прием всех пассажиров, у которых южные направления пользуются спросом». Аэропорты Краснодара, Геленджика, Симферополя, Ростова-на-Дону и Анапы закрыты с конца февраля 2022 года.
Сегодня режим полного «открытого неба» (седьмая «свобода воздуха») формально действует в Пулково (с 2020 года, но для полетов из европейских стран, с которыми авиасообщение остановлено в 2022 году) и Калининграде (с 2021 года, также прорабатывалось под запуск рейсов европейских лоукостеров). На практике эти режимы пока не способствовали запуску новых рейсов. Пятая «свобода воздуха» действует во Владивостоке (с 2012 года). С конца 2022 года о пятой «свободе воздуха» просил для себя и крупнейший аэропорт страны — Шереметьево. Инициатива обсуждалась применительно к запуску рейсов китайских авиакомпаний. Развития эта идея не получила.