Представитель ЦАГИ принял участие в разработке международной нормативной базы по беспилотной авиации
Директор Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем (НИЦ БАС) Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Владимир Шибаев принял участие в 23-м совещании экспертной группы (RPASP/23) по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС) Международной организации гражданской авиации (ICAO). Встреча состоялась в штаб-квартире ICAO в Монреале (Канада). Об этом сообщает AVIA.RU.
Как отмечают в ЦАГИ, индустрия беспилотных летательных аппаратов сегодня активно развивается, поэтому важно совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую их использование в общем воздушном пространстве.
Владимир Шибаев – официально зарегистрированный в ICAO советник RPASP по вопросам летной годности беспилотных воздушных судов. Также нашу страну на мероприятии представляли советник генерального директора ГосНИИ ГА Андрей Яблоков и помощник представителя Российской Федерации при ICAO Сергей Набоков.
Эксперты изучали стандарты и рекомендуемую практику применения беспилотных и дистанционно пилотируемых авиационных систем (технические спецификации, принятые Советом ICAO с целью достижения максимального единообразия в правилах и процедурах) на предмет внесения поправок в связи с новыми тенденциями развития мировой авиации. Особое внимание стороны уделили документам, касающимся летной годности, предупреждения конфликтов в воздухе, взаимодействия с системой организации воздушного движения и др.
Так, велась работа над вторым изданием руководства по дистанционно пилотируемым авиационным системам, рассмотрением руководств по системам предупреждения конфликтов (DAA) и линии С2 ДПАС (линия передачи данных между беспилотным воздушным судном и пунктом дистанционного пилотирования). В части последнего обсуждались вопросы зависимости характеристик линии связи от уровня автономности беспилотного воздушного судна, времени и географии полета, метеоусловий, загруженности воздушного пространства, действий внешних пилотов. Дальнейшую доработку этих нормативов члены ICAO планируют продолжить на очередном очном заседании экспертной группы.
На совещании стало известно о создании в ICAO консультативной группы по перспективной аэромобильности (AAM SG), в которую вошли представители 15 стран и 16 международных организаций. Основная цель AAM SG – содействие формированию общего видения и организации согласованного и скоординированного подхода к развитию данной сферы.
Кроме того, в рамках встречи было объявлено о проведении в сентябре первого симпозиума ICAO по перспективной аэромобильности (AAM 2024), в котором примут участие российские специалисты. Его темой станет глобальная гармонизация и функциональная совместимость новой аэромобильности, ее вызовы и возможности. В центре внимания будут находиться электрические воздушные суда с вертикальным взлетом и посадкой, вопросы их автоматизации и интеграции в воздушное пространство, вертипорты (аэродромы для «летающих такси») и др.
«Разработка нормативно-правовой базы по беспилотным и дистанционно пилотируемым летательным аппаратам – необходимое условие обеспечения безопасности их полета в общем воздушном пространстве. В нашей стране основным разработчиком этих документов является ЦАГИ, и поэтому важно его очное участие в заседаниях экспертной группы ICAO. Проекты руководств по системам предупреждения конфликтов и линии С2 были получены нами, к настоящему времени переведены на русский язык и будут использованы при формировании российских нормативных документов – в частности, при разработке нашим институтом проектов ГОСТ Р «Требования к системам DAA» и «Требования к линиям связи С2», – прокомментировал Владимир Шибаев.