Дмитрий Ядров рассказал о снятии административных барьеров для развития рынка БАС
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров на сессии «Цифровое небо: технологии глобального лидерства России для массового применения беспилотной авиации» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) рассказал о снятии административных барьеров для развития рынка БАС. Дискуссию вел специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» Дмитрий Песков. Об этом сообщает AVIA.RU со ссылкой на данные пресс-службы Росавиации.
Дмитрий Ядров отметил, что в стране постепенно растет количество авиакомпаний, эксплуатирующих беспилотные авиационные системы (БАС), а правительство России последовательно снимает административные барьеры для эффективной эксплуатации гражданских дронов. При этом власти ряда регионов и представители бизнеса могли бы активнее пользоваться предоставленными возможностями для развития нового сегмента гражданской авиации.
Воздушный транспорт можно условно разделить на пилотируемый (классический) и беспилотный сегменты. Пока в небе они, по сути, существуют отдельно. Но в дальнейшем пилотируемая и беспилотная авиация будут выполнять полеты в едином воздушном пространстве.
В феврале 2023 года президент России Владимир Путин объявил о создании национального проекта по БАС. Его цель — «обеспечить возможности для широкой эксплуатации дронов и, что крайне важно, высокий уровень локализации их производства», указал глава государства.
На тот момент, около полутора лет назад, в стране не было ни одной авиакомпании, эксплуатирующей дроны, напомнил в ходе своего выступления Дмитрий Ядров. «Сейчас их 37, в их структуре находится 692 машины», — добавил руководитель Росавиации. По его словам, парк дронов будет только расти, в том числе благодаря механизму гражданского госзаказа, который сейчас формируется.
При этом в России на государственный учет в середине мая поставлен 100-тысячный дрон в самой популярной категории беспилотных воздушных судов (БВС): массой от 150 граммов до 30 килограммов. Росавиация приняла более 10 заявок на получение сертификатов типовой конструкции дронов весом более 30 кг, поэтому в перспективе количество беспилотников среднего и тяжелого класса в стране будет только расти. На этом фоне, надо быстрее решать вопросы по интеграции дронов в единое воздушное пространство. Но сосуществование БАС, самолетов, вертолетов и других пилотируемых летательных аппаратов должно быть гармоничным.
Пока из 89 субъектов Российской Федерации только 48 регионов, с учетом отлаженной системы оперативных штабов, позволяют получать разрешение на доступ дронов к воздушному пространству, рассказал Дмитрий Ядров. Администрации 41 субъекта до сих пор не приняли рекомендации и поручения по снижению барьеров. «Сейчас это самое основное, что препятствует [более массовым] полетам беспилотников», — указал глава Росавиации. При этом в 2023 году в рамках работы правительственной комиссии по развитию БАС количество нормативных актов и административных барьеров, препятствующих развитию беспилотной сферы, сократилось, добавил он.
Так, для массового использования агродронов, выполняющих полеты на высотах до 10 м, допускается их эксплуатация после получения сертификата типа по уже упрощенному пути через декларативный метод подтверждения соответствия типовой конструкции требованиям норм летной годности.
Безусловно, еще остаются области, в которых рационально продолжать снижать количество административных барьеров. «Но если, к примеру, посмотреть на практику подачи заявлений для установления зон для беспилотной авиации, то этот механизм практически не пытаются применить», — заметил Дмитрий Ядров. Из поступивших на рассмотрение примерно 650 зон только 19 доработаны муниципалитетами до практической реализации.
В адрес Росавиации порой звучит критика по поводу сертификации беспилотников. Но в конце 2023 года агентство выдало первые сертификаты летной годности на произведенные в Китае дроны массой более 30 кг. «Человек, который никак не связан с гражданской авиацией, позвонил в колл-центр агентства, где ему пояснили, что делать. По акту единичной оценки он прошел в течение полутора месяцев проверку и получил документ», — рассказал Дмитрий Ядров. Пока сертификаты летной годности есть у двух машин.
По словам руководителя Росавиации, процедура получения сертификата типа упрощается, также нашли способы снизить стоимость сертификационных работ. Да, остается барьер, связанный с подготовкой кадров для эксплуатации БВС массой более 30 кг. Но и этот вопрос будет решен в сентябре этого года, когда вступят в силу поправки в федеральные авиационные правила.
Специалисты агентства продолжают участвовать в других проектах, которые направлены на дальнейшее снижение барьеров, замедляющих развитие этого сегмента.
При этом напрашивается вопрос к отечественным разработчикам дронов: те же компании, занимающиеся развитием сельского хозяйства, несмотря на работу государства в интересах беспилотного рынка, будут вынуждены продолжать закупать БАС китайского производства?