Разработана модель оптимизации кислородных систем самолетов

Кампус МАИ
© МАИ
Кампус МАИ
© МАИ

Выпускники Московского авиационного института (МАИ) разработали математическую модель и создали семейство программ для моделирования оптимальных систем обеспечения кислородом различных типов самолетов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу вуза.

"Приступая к работе, мы выяснили, что на сегодняшний в России нет универсальной математической модели, которая бы позволяла автоматизировать проектирование кислородных систем. Разработки прошлого века, от которых мы отталкивались, представляли собой просто набор математических уравнений и предположений о том, как они работают. Мы аппроксимировали экспериментальные данные, и с помощью программных средств сформировали систему универсальных уравнений для проектирования перспективных кислородных систем разных типов самолетов", - заявила выпускница кафедры "Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности" МАИ Анастасия Рыбина.

Как пояснили в пресс-службе, жизнь и здоровье летчика в значительной степени зависят от систем жизнеобеспечения самолета, в том числе и от систем подачи кислорода. Особым рискам пилот подвергается при маневренном полете на высотах меньше трех километров и при полете на большой высоте: в первом случае, от кислородного голодания, во втором - от сильного перепада давления. Существующие кислородные системы не всегда могут обеспечить оптимальный режим подачи кислорода в различных экстремальных условиях полета. Кроме того, имеющиеся технические решения подходят только для конкретных типов самолетов, и при создании нового самолета конструкторам приходится заново приступать к длительной и затратной разработке кислородной системы под каждый тип самолета.

В этой связи в программной среде Matlab студенты разработали семейство программ, позволяющих проводить необходимые расчеты на обычных персональных компьютерах. Вводя определенные параметры самолета, инженеры получали возможность рассчитать оптимальные параметры кислородной системы для каждого типа самолета.

"Созданная нами математическая модель требовала проведения огромных расчетов. Только одна из наших программ состояла из более 21,6 тыс. шагов. Во времена, когда разрабатывались первые самолетные системы жизнеобеспечения, такие расчеты потребовали бы не один месяц работы целого отдела. У нас же на компоновку программы уходил всего один рабочий день, а сами расчеты занимали считанные секунды", - добавил выпускник Андрей Малышев.

Созданная выпускниками МАИ математическая модель нашла практическое применение в Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Она поможет существенно сократить материальные и человеческие ресурсы на разработку кислородных систем, чтобы сделать полеты еще более безопасными, заключили в МАИ.