У производителей дронов для гражданских целей возникли сложности с получением средств по госзаказу

Геоскан Gemini
фото ГК "Геоскан"
Геоскан Gemini
фото ГК "Геоскан"

Производители беспилотников для гражданских целей не могут получить средства по государственному гражданскому заказу (ГГЗ). Об этом пишет Forbes со ссылкой на издание «Коммерсантъ».

Собеседник, близкий к Минтрансу, уточнил, что пока «по нескольким контрактам из нескольких сотен» переведено менее 1% от общей сумм.

Источники, в том числе близкие к Минтрансу и правительству, рассказали, что производители жаловались на необходимость брать кредиты под производство и закупку комплектующих. Один из собеседников издания подчеркнул, что никаких кредитов ни одному поставщику не хватит для дальнейших закупок и обеспечения заказанного в 2024 году объема.

Источники издания считают, что из-за задержек финансирования законтрактованный на 2024 год объем ГГЗ будет выполнен в лучшем случае на 50%. По их мнению, проблема кроется в бюрократических сложностях на каждом из этапов реализации ГГЗ. Кроме того, по словам одного из источников, в разных субъектах были приняты разные условия исполнения бюджета, и типовые договоры пришлось корректировать индивидуально.

Всего в ГГЗ в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС) участвуют, по данным издания, 15 компаний. Основной объем поставок осуществляют «Геоскан», НПП «Радар ммс» и ГК «Тихие крылья» (входят в концерн «Калашников»).

Правительство в апреле назначило единым поставщиком Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), которая и отвечает за закупки. В июле ГТЛК отчиталась о завершении работы по контрактации в рамках ГГЗ на 2024 год почти на 2500 беспилотников на 4,9 млрд рублей. Представитель ГТЛК рассказал, что авансирование идет планово и полная оплата будет произведена после поставки беспилотников. Он отметил, что уже оплачены авансы за 72 беспилотника на 229,7 млн рублей, а счета на 268 беспилотников на 208,7 млн рублей находятся в работе. «Ожидаем проведения платежей в ближайшее время», — отметил он.

В ГТЛК объяснили, что производители не открыли заранее казначейские счета, по которым производятся расчеты. И уточнили, что казначейские счета открыты лишь у четырех производителей из 13 участников ГГЗ, а из 140 необходимых подсчетов открыто 13. В ГТЛК заверили, что в контакте с поставщиками и казначейством пытаются ускорить процедуру открытия счетов, чтобы «начать масштабное авансирование по ГГЗ», и подчеркнули, что выпуск законтрактованных беспилотников идет штатно.

В Федеральном казначействе рассказали, что отказы в открытии лицевых счетом связаны в основном с неверным оформлением заявления, отсутствием карточки образцовых подписей и с тем, что копия договора для открытия счета не заверена надлежащим образом.

В Минпромторге сообщили, что все органы исполнительной власти в рамках процедуры единого поставщика контрактуются в плановом режиме и финансирование на 2024 год предусмотрено. Ранее ведомство оценило общий объем ГГЗ до 2030 года в 13 000 беспилотников и 188 млрд рублей, из которых 93 млрд планировалось потратить в 2024–2026 годах.