Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков: реализации национального проекта «БАС» сегодня уделяется беспрецедентное внимание
Результатами и планами агентства по сертификации беспилотных авиационных систем (БАС) поделился заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков, курирующий данное направление, в рамках конференции «Сертификация БАС. Пути развития» в Московском авиационном институте. Об этом сообщает AVIA.RU со ссылкой на даныне пресс-службы Росавиации.
Завершившееся в среду, 9 октября, мероприятие нацелено на обсуждение текущего состояния отрасли БАС, анализ актуального опыта сертификации, а также поиск различных путей оптимизации существующих процессов.
В приветственном слове Андрей Добряков отметил, что реализации национального проекта «БАС» сегодня уделяется беспрецедентное внимание. «Дискуссии о направлении совершенствования нормативных документов, процедур сертификации, подходов к регулированию эксплуатации БАС с учетом рисков эксплуатации идут уже действительно достаточно давно. Сформировано несколько дорожных карт и планов по совершенствованию порядка сертификации. Реализуется национальный проект, направленный на развитие отрасли беспилотной авиации. В составе нацпроекта разработаны пять тематических федеральных проектов», – сказал он.
В настоящее время Росавиация ведет работу параллельно по нескольким направлениям:
1. Совершенствование нормативных документов (изменения Воздушного кодекса, разработки и переработки, существующих Федеральных авиационных правил (ФАП), внесение изменений и создание новых норм летной годности (НЛГ) БАС). В 2023 году уже были внесены широкие изменения в ФАП-21: в части оптимизации согласования документации, допуска сертификации авиационного двигателя и воздушного винта в составе БАС, снижению требований к сертификации организаций разработчиков БАС, исключения обязательности аккредитации испытательных лабораторий. Эти изменения позволили существенно продвинуться в разработке БАС в настоящий момент. Также издан и вступил в действие ФАП-61, позволяющий выдавать сертификат летной годности (СЛГ) на основании акта оценки (единичные экземпляры БАС).
2. Автоматизация процессов сертификации (вывода услуг Росавиации в цифровой вид, в том числе на портале Госуслуг, оптимизации количества подаваемых документов на оказание госуслуг, разработки специализированной ФГИС по сертификации типовой конструкции и организаций разработчиков и изготовителей, прорабатывается реестровая модель).
«В настоящий момент у нас заключен договор на разработку автоматизированной государственной информационной системы, которая, по нашему мнению, существенно позволит не только упростить процессы сертификации, но и сделать их более прозрачными. Кроме того, сейчас на портал государственных услуг выведены три госуслуги в рамках сертификации, которые Росавиация продолжает автоматизировать, оптимизировать и уменьшать сроки предоставления. Надеемся, что данное направление даст существенный толчок развитию эксплуатационных систем и возможность вывода их в правовое русло», — прокомментировал Андрей Добряков.
3. Оптимизация выполняемых задач по действующей нормативной документации, в том числе с участием подведомственной агентству организации — Авиарегистр России с 2023 года реализует практику сертификации БАС в режиме «одно окно».
«Изменение подходов сертификации и нормативно-правовых актов позволили существенно упростить процесс, уже появились первые результаты: в сентябре 2024 года был выдан сертификат типа на БАС S-80, разработки ООО «Транспорт будущего», в ближайшей перспективе ожидается выдача еще одного сертификата типа. Ожидаем качественного снижения стоимости сертификации, первые итоги будут подведены по наработки статистики по нескольким проектам. При этом работа по совершенствованию подходов не прекращается, процедуры будут совершенствоваться — Росавиация готова участвовать во всех обсуждениях, прорабатывать предложения участников рынка и участвовать в их реализации в жизнь», — отметил Андрей Добряков.
С докладом также выступил начальник Управления сертификации авиационной техники Росавиации Дмитрий Копысов. В своем выступлении он рассказал о текущих подходах и направлениях совершенствования сертификации БАС, объяснил ее цели и процесс прохождения.
В заключение дискуссии спикеры отметили широкие перспективы развития рынка БАС. В первую очередь, в гражданском секторе. В скором времени профессионалы индустрии смогут с легкостью решать такие проблемы, как продолжительная транспортировка грузов между населенными пунктами, доставка необходимых вещей вахтовикам и членам экспедиций в удаленных районах и другие. При этом востребованность специалистов отрасли БАС будет, безусловно, расти.