Выручка российских авиакомпаний обновит исторический максимум

© Алексей Кондратов, AVIA.RU
© Алексей Кондратов, AVIA.RU

Российские авиакомпании по итогу 2024 года могут показать рекордную с 2011 года для отрасли выручку 1,8 трлн руб., прогнозируют эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Об этом пишет РБК.

«В 2023 году был достигнут уровень по выручке 2019 года (1,4 трлн руб.). По нашим оценкам, в 2024 году этот показатель может достичь 1,8 трлн руб. Это исторический максимум. На это влияет и рост перевозок, и увеличение доходных ставок», — отметил старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

Одновременно растет и операционная маржинальность российских авиакомпаний, отмечают в АКРА. Сейчас она находится на исторически самом высоком уровне начиная с 2011 года — рентабельность по EBITDA приближается к 20%, тогда как «обычно она находилась в коридоре 5–10%», отмечает Гущин.

Пассажиропоток российских перевозчиков пока не вернулся к уровню докризисного 2019 года, когда он составил 128,1 млн пассажиров. В 2023 году было перевезено 105 млн человек. Ограничивающим фактором является недостаток дополнительных провозных емкостей (самолетов). «Перевозки на уровне 115–120 млн пассажиров в год — это абсолютный предел с учетом того флота, который сейчас есть. Динамика загруженности кресел, которая сейчас на максимальных уровнях, также об этом свидетельствует», — говорит Александр Гущин.

Российский сегмент перелетов (внутрироссийские рейсы) больше не растет, он зафиксировался на уровне около 10% выше 2019 года, отмечают в АКРА. По данным Росавиации, в августе внутренние перевозки (78% от общего пассажиропотока, или 9,49 млн человек) показали снижение на 0,48% год к году, хотя в июле тренд был еще положительный (+0,82% год к году). В международном сегменте рост пока продолжается, но он также ограничен из-за количества неподсанкционного флота, считают аналитики агентства.

Всего АКРА приводит три сценария развития рынка перевозок в 2024–2025 годах.

По инерционному сценарию (сохраняются санкции, размер флота, государство принципиально не меняет политику, сохраняются механизмы поддержки отрасли) годовой пассажиропоток останется на уровне 100–115 млн человек.

Согласно негативному сценарию — в случае обострения геообстановки, более пристального контроля за введенными санкциями, снижения экономической активности населения — пассажиропоток составит менее 100 млн пассажиров в год.

Оптимистичный сценарий подразумевает смягчение санкций, благоприятную макроэкономическую обстановку, появление новых схем закупки самолетов или поставки российской авиатехники — пассажиропоток может вырасти до более чем 115 млн человек в следующем году.

Главными вызовами отрасли в ближайшее время станут ограниченные провозные емкости при растущем спросе, рост цен на билеты, обеспечение текущего флота запчастями и проведение техобслуживания (без поддержки оригинальных производителей Boeing и Airbus) и развитие российского гражданского авиастроения, говорится в презентации АКРА.