Ученые ПНИПУ создают малоразмерную энергоустановку для гибридного авиационного двигателя
Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) создают малоразмерную энергоустановку для гибридного авиационного двигателя. Разработку можно будет использовать на самолетах малой авиации. Об этом сообщает ТАСС.
"Идея проекта возникла благодаря возросшему интересу к разработке "более электрических" и "полностью электрических" авиационных двигателей. Это прежде всего связано с требованиями снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, необходимостью выполнения государственных программ по декарбонизации и возросшим перспективам развития малоразмерной авиации", – рассказал руководитель группы молодежного проектно-технологического бюро Передовой инженерной школы авиационного двигателестроения ПНИПУ Николай Саженков.
По словам ученых, сначала была разработана комплексная математическая модель малоразмерной энергетической установки, способной работать в диапазоне мощностей 45-60 кВт. Модель учитывает процессы газовой динамики и дает возможность обеспечить требуемые вибрационные и прочностные характеристики. Это позволит решить проблемы в проектировании турбовинтовых двигателей по гибридно-электрическим схемам. С помощью модели определен предварительный облик энергоустановки и ее констурктивно-силовая схема. Сейчас исследователи ведут работы по газодинамическому проектированию проточной части лопаточных машин, а на следующем этапе предполагается решить задачу по устойчивой совместной работе узлов. "Разработка позволяет определять оптимальные сочетания значений повышения давления и температур газа в рабочем цикле установки, которые обеспечат ее наибольшую экономичность", – пояснил Саженков.
Как отметили в университете, аналогом установки является гибридная силовая установка на базе двигателя ВК-650В АО "ОДК-климов", которая применяется в составе установки мощностью 500 кВт и закрывает потенциальные потребности самолетов гораздо большей размерности. Разработка ученых Пермского политеха же может быть использована на самолетах малой размерности и местной авиации.
Статья с результатами работы ученых вуза опубликована в журнале "Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника" №78 за 2024 год. Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030".