Льготные перелеты в ДФО под угрозой из-за задержки с выдачей субсидий

© Алексей Кондратов, AVIA.RU
© Алексей Кондратов, AVIA.RU

Субсидированные перелеты из регионов Дальнего Востока в центральную часть страны, а также по внутренним маршрутам ДФО под угрозой. Минтранс и Росавиация не могут согласовать с Минфином РФ условия предоставления господдержки, из-за чего перевозчики не торопятся с составлением расписания полетов и открытием продажи льготных билетов. Об этом пишет РБК со ссылкой на издание «Коммерсантъ».

Как уточнили источники в отрасли, из-за затянувшегося процесса согласования Росавиация может не успеть до конца года распределить 19 млрд руб. на две ключевые субсидии. Речь идет о деньгах, которые должны выделяться перевозчикам по постановлениям 1242 (на региональные рейсы в обход Москвы) и 215 (полеты между центральной частью РФ, Дальним Востоком и Калининградом). Также задерживается утверждение субсидий по постановлению 1172, получателем которых выступает «Аврора». Напомним, авиакомпания выполняет социально значимые маршруты на Дальнем Востоке.

«Эти субсидии получают около 20 авиакомпаний для более чем 400 маршрутов. По постановлению 1242 на региональные рейсы в 2025 году в проекте бюджета заложено почти 8 млрд руб., по постановлению 215 – 11,1 млрд руб., по постановлению 1172 – 7,2 млрд руб. Всего федеральный проект «Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта» в 2025 году оценивается в 31 млрд руб.», – говорится в сообщении.

Обычно Росавиация начинала принимать заявки к 1 сентября и завершала прием до 1 октября. К началу зимы перевозчики получали деньги и открывали продажу билетов. Сейчас, по словам собеседников издания, билеты на отдельные направления в ряде регионов еще не поступили в продажу. При отсутствии субсидий перевозчикам придется продавать билеты по коммерческой стоимости, а в худшем варианте – закрывать нерентабельные и убыточные направления.

Источник, близкий к Минтрансу, пояснил, что ведомства не смогли согласовать документацию, так как в конце 2023 года Минфин изменил подходы к субсидированию и добавил ряд новых бюрократических требований. В Минфине, в свою очередь, сообщили, что направили предложения «по разработанным Минтрансом оптимизированным проектам документов, которые регламентируют порядок распределения субсидий. В Минтрансе рассказали, что объединение не планируется, однако в программы были внесены изменения, которые согласовываются с другими министерствами. О том, когда документы будут утверждены, никто из них не уточнил.

В отрасли полагают, что затягивание сроков может быть вызвано с вероятностью сокращения объемов субсидирования. Однако в Минтрансе заявили, что авиакомпаниям «даны указания по открытию продаж на субсидируемые направления с целью обеспечения пассажиров доступными билетами». Источники в отрасли считают, что ситуация будет «урегулирована в авральном режиме до нового года», но опасаются, что некоторые маршруты все же могут оказаться недофинансированы.

Ранее сообщалось, что в прошлом году в России собирались изменить правила предоставления субсидий авиакомпаниям за полеты на Дальний Восток. Поправки позволяли Минтрансу в течение двух последующих лет компенсировать перевозчикам билеты, проданные после исчерпания бюджетных лимитов. Изменения потребовались из-за того, что ведомство не может найти деньги, чтобы оплатить льготные билеты, проданные после исчерпания изначальных квот еще в прошлом году.